Россия и СНГ
СНГ – это аббревиатура Содружества Независимых Государств.
СНГ представляет собой международную организацию, призванную регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами, некогда входившими в Советский Союз, и не является надгосударственным образованием. Функционирует СНГ с согласия его членов, на добровольной основе.
Официально СНГ было создано в 1991 году главами трех стран – России, Украины и Белоруссии. Позже к нему присоединились другие страны постсоветского пространства. В настоящее время участниками СНГ являются восемь стран (рисунок 1).
Рисунок 1. Действующие участники СНГ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В настоящее время СНГ представляет собой наиболее крупное по составу участников региональное интеграционное объединение постсоветского пространства. Его считают авторитетной площадкой для проведения равноправного диалога и углубления взаимодействия между странами-участниками.
Для России СНГ и развитие отношений с ним является одним из наиболее важных региональных приоритетов внешней политики. Сотрудничество Российской Федерации и СНГ осуществляется в двусторонних и многосторонних форматах.
Что касается многостороннего сотрудничества, то на пространстве СНГ оформилось несколько организаций, имеющих конкретные общие цели и проблемы:
- ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности);
- ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество);
- ШОС (Шанхайская организация Сотрудничества);
- Союзное государство России и Белоруссии;
- Таможенный союз.
В виду наличия огромной разницы в экономических потенциалах РФ и других стран СНГ имеют место быть объективные различия в интересах сторон, проявляющиеся в процессе развития взаимного торгово-экономического сотрудничества.
Российская Федерация представляет собой крупнейшую страну-участницу Содружества Независимых Государств. На ее долю приходится свыше половины населения и более 60% совокупного дохода СНГ.
Место и участие Российской Федерации в СНГ
Российская Федерация, обладая наиболее емким рынком в рамках СНГ занимает лидирующее положение в реформировании экономики и оказывает наиболее значимое влияние на развитие ситуации в Содружестве.
В 1990-х годах Российская Федерация нередко предопределяла тип политического развития других государств СНГ. При этом политические институты, конституционные параметры и общая направленность движения во многих постсоветских странах формировались не без идейного российского влияния.
Экономические стратегии взаимодействия Российской Федерации со странами Содружества развивались неравномерно. Наименьшие показатели в сфере внешней торговли наблюдались с Грузией и Арменией в то время как наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с Белоруссией и Украиной.
Неоднократно Российская Федерация заключала двусторонние соглашения о свободной торговле с другими странами СНГ. Подобного рода отношения, как правило, характеризовались доминированием вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым витком развития этих отношений стало подписание соглашения о зоне свободной торговле (1994 год), ознаменовавшее переход к многостороннему сотрудничеству.
Не менее важную роль в развитии отношений между Российской Федерацией и СНГ сыграло подписание соглашения о тройственном Таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном (1995 год). Позже к нему присоединились еще две страны – Таджикистан и Киргизия.
В 1998 году между Россией и Белоруссией была подписана Декларация о дальнейшем единении двух стран. Определяющую роль в развитии интеграционного процесса впоследствии сыграло Соглашение о глубоком экономическом и политическом интегрировании Сообщества России и Белоруссии. В 2000 году между странами был подписан ряд новых документов о дальнейшем углублении сотрудничества.
Новым витком развития многостороннего межрегионального сотрудничества стало создание участниками СНГ, среди которых была и Российская Федерация, в 2000 году новой международной организации – Евразийского экономического сообщества, созданного с целью обеспечения эффективности продвижения процессов формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В целом оценка деятельности Российской Федерации в составе СНГ и ее вклада в сохранение общих культурно-исторических традиций наряду с развитием экономических связей между новыми суверенными государствами может быть произведена практически по всем направлениям, включая:
- политическое;
- экономическое;
- нормативно-правовое;
- гуманитарное;
- научное;
- культурное;
- коллективную безопасность и пр.
По всем выше названным направлениям уже достигнуты определённые результаты, однако, признать их оптимальными, причем как для Российской Федерации, так и для иных государств-участников СНГ, не представляется возможным. В последние годы сделаны важные шаги в экономической сфере. При этом в сфере культуры и науки уровень взаимодействия для сторон по-прежнему остается недостаточно продуктивным.
Говоря о роли РФ в СНГ, отдельного внимания заслуживает миротворческая миссия России в части улаживания вооруженных конфликтов на пространстве СНГ. Некоторые авторы рассматривают эту миссию Российской Федерации исключительно в ракурсе реализации ей собственных национальных интересов. Однако, ее реальный вклад в стабилизацию ситуации в ряде регионов Содружества не подлежит сомнению и заслуживает высокой оценки.
В процессе урегулирования множественных конфликтов на постсоветском пространстве свое отражение нашла борьба двух подходов российской власти к проведению миротворческих операций:
дипломатический подход, основанный на привлечении миротворческих сил для закрепления отдельных результатов переговорного процесса; чисто силовой метод, предполагающий абсолютизацию военного разрешения конфликта посредством введения миротворческих сил и их действия, исходя их соображений здравого смысла, включая установленные договорным мандатом рамки.
В целом странами СНГ осознана вся пагубность конфликтов, вне зависимости от их природы (гражданские войны, религиозные или межэтнические конфликты и пр.). Все они дестабилизируют ситуацию в регионе и разрушают стабильность СНГ.