Налоговый суверенитет – это право любого государства устанавливать налоги в рамках своих территориальных границ на любые источники доходов, проводить любую налоговую политику.
Влияние налогов на международные экономические отношения
Современная экономическая система характеризуется ростом взаимозависимости, складывании экономик открытого типа. Практически не осталось хозяйств, которые ведутся по замкнутому типу. Это делает налоги важным инструментом в регулировании международных отношений. Путем сближения экономик происходит унификация налогового законодательства, налоговой системе придается большая гибкость и эластичность. Налоговая система основывается на принципе налогового суверенитета.
Экономической теорией выработаны правила, к которым необходимо стремиться при совершенствовании налоговой системы:
- стремление к открытости налоговой системы;
- основой для взимания налогов должны являться прямые налоги, поскольку преобладание косвенных налогов приводит к повышению налоговой нагрузки на население с низкими доходами;
- избегание чрезмерно высоких налогов, поскольку они ведут к утечке капитала;
- в период кризисов необходимо уменьшать налоговую нагрузку, чтобы мобилизовать внутренний инвестиционный потенциал.
Налоги являются важным инструментом международных экономических отношений, на что влияет в том числе рост транснациональных корпораций, увеличение специализации хозяйства в мире, интернационализация и глобализация экономики. Оценить влияние торговых пошлин на экономическую жизнь стран довольно легко, однако не менее значимую роль играют косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость.
Ввоз и вывоз товаров облагается специфичным налогом в виде таможенной пошлины, налогом может также облагаться сделка, торговая операция, доход от сделки или имущество. При налогообложении государственная власть исходит из следующих принципов. Первый основывается на том, что все юридические и физические лица, возникающие на его территории, вне зависимости от своей национальной принадлежности, получающие доходы на территории страны, должны платить налоги (принцип территориальности в происхождении доходов). Второй основывается на наличии признаков, помогающих определить налогового резидента. Для юридического лица это местонахождение органа управления, фактическое нахождение компании, место регистрации, наличие «резиденции» (здания).
Двойное налогообложение
При помощи налогов можно регулировать экономическую деятельность не только своих резидентов, но и иностранных граждан, которые работают за рубежом. Когда один и тот же доход облагается налогом два раза, т. е. налог на него взимается сразу двумя государствами, появляется двойное налогообложение. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда компания зарабатывает доход сразу в двух государствах. Причиной может быть то, что компания является двойным резидентом, а ее доход является налогооблагаемой базой в двух странах. Однако это препятствует нормальному ведению бизнеса, а потому складывание двойного налогообложения крайне невыгодно и его стараются избежать.
Для ликвидации двойного налогообложения применяются следующие меры:
- односторонние: одно из государств в одностороннем порядке изменяет собственное законодательство. К односторонним методам относится налоговый кредит и налоговая скидка. Налоговый кредит – это зачет налогов, выплаченных в другой стране, в качестве обязательных платежей государству. Налоговая скидка – вычет суммы, уплаченной в другом государстве налогов, из суммы налогов второй страны.
- многосторонние: заключение международных конвенций и соглашений.
При создании международных договоренностей происходит разработка эффективной схемы налогообложения, каждая страна выбирает свою налогооблагаемую базу и конкретный вид дохода. Тем самым ликвидируется дискриминация плательщика, уменьшаются случаи злоупотребления законом и ухода от уплаты налогов.
Влияние налогов на иностранные инвестиции
Налоги оказывают значительное влияние на прямые иностранные инвестиции. Налоги призваны сделать предприятие привлекательным для инвестора с целью привлечения дополнительных капиталов и повышения финансовой устойчивости на рынке. В связи с этой задачей налоговый механизм должен обеспечить стабильные темпы роста за счет эффективной налоговой политики, получение экономического эффекта. Однако в российском законодательстве так до сих пор и не выработалось стройной системы поддержки инвесторов. Особенности российской налоговой системы, в частности, большое количество налогов, высокие налоговые ставки, хаотичное развитие налогового законодательства, в том числе принятие законов задним числом, создает неблагоприятную среду для привлечения иностранного капитала в российскую экономику.
Для снижения налоговой нагрузки используются налоговые льготы. Установление налоговых льгот зависит от вида инвестиций. Так, только что открытое новое предприятие требует больше инвестиций, ведение нового бизнеса предполагает более значительные риски, потому и налоговые льготы выше.
В качестве инструмента налоговой политики в последние годы часто используются налоговые каникулы. Здесь влияющим фактором на инвестиционную привлекательность являются время, на которое предоставляются каникулы. Однако было установлено, что налоговые каникулы после окончания своего действия ведут к фактическому увеличению уплаты налогов в будущем, потому налоговые каникулы являются хорошим вариантом для государства, но одним из самых плохих для инвестора. Более целесообразно вводить налоговые каникулы до момента получения предприятием чистой прибыли.
В качестве еще одного налогового средства привлечения инвестиций называют налог на имущество организаций, но, как было установлено, он в меньшей степени являются стимулирующим средством в привлечении инвестиций. Также как сдерживающий оценивается влияние НДС.