Регионализация – это геополитический феномен подъема региональных держав и роста интеграционных процессов, ведущих к формированию локальных объединений, в том числе преференциального характера.
Цели РФ на Ближнем Востоке и значение этого региона
Ближний Восток исторически выступает одним из регионов мира, по отношению к которому российское государство, на разных этапах своего существования, выстраивало активную политику. В период Российской Империи эта политика была связана с борьбой против военного и политического влияния Оттоманской империи, а также расширения собственного влияния в Персии (Иране). В советский период военно-политическое присутствие страны на Ближнем Востоке значительно расширилось – СССР выступал одним из инициаторов создания Израиля, хотя позже отказался от сотрудничества с ним, активно поддерживал различные арабские государства – Египет, Иран, Ирак, Сирию. Самоустранение СССР из участия в военно-политических процессах Ближнего Востока в 80-х годах рассматривается многими экспертами, как существенный удар по международному авторитету, а также одна из детерминант последующего распада страны.
Для России благоприятные условия для возвращения в ближневосточный регион сложились в 2014-2015 годах, в связи с событиями гражданской войны в Сирии, а также ростом потребности в российском присутствии, со стороны самих стран региона. Формирование спроса на активное участие РФ в военной, политической и экономической жизни региона, во многом был детерминирован непоследовательной и неудачной политикой США, в рамках которой Соединенный Штаты неоднократно отказывались от поддержки своих надежных союзников в регионе, делали противоречивые шаги и демонстрировали безразличие к потребностям и интересам своих партнеров. Усиление позиций РФ рассматривается многими странами как шаги к диверсификации собственной политики, и возвращении привычной модели балансирования между противоречивыми интересами «великих стран» для удовлетворения собственных потребностей.
К основным целям которые стоят перед Россией на Ближнем Востоке относят:
- Повышение международного авторитета страны и возвращение статуса глобального игрока на политической арене;
- Противодействие угрозе исламского радикализма и терроризма, предотвращение его распространения на территории самой РФ и стран СНГ;
- Создание долгосрочных отношений со странами региона основанных на военном, политическом, экономическом сотрудничестве;
- Расширение рынка сбыта российской военной продукции, продовольствия, атомной энергетики;
- Более активное участие в регулировании цен на нефть, через координацию со странами-экспортерами Персидского залива;
- Обеспечение военного присутствия в регионе и защита геостратегических интересов.
Основные инструменты политики РФ на Ближнем Востоке
Присутствие РФ на Ближнем Востоке, а также ее воздействие на политическую ситуацию в регионе и взаимодействие со странами осуществляется с помощью различных инструментов. К основным из них можно отнести:
- Военное и военно-техническое сотрудничество;
- Экономическое сотрудничество;
- Политические действия.
Военная операция, осуществляемая вооруженными силами РФ в Сирии с 2015 года показала высокий уровень профессионализма армии России, способность эффективно использовать новейшее оборудование, такое как топографическое оборудование для 3-D моделирования местности, высокоточных боеприпасов, спутниковых группировок, средств радиоэлектронной борьбы и разведки, использование тактической и стратегической авиации, флота.
В короткие сроки и с небольшим бюджетом (в сравнении с военными операциями США в регионе), ВС РФ смогли развернуть эффективную авиационную группировку в отдаленном регионе мира, обеспечить ее снабжение и поддержку, модернизировать военные базы в Латакии и Тартусе. Активное участие в боевых действиях принял и военно-морской флот.
Не меньшее значение имеет продемонстрированная РФ способность восстановить вооруженные силы союзника в ходе военной операции. Для помощи сирийской армии были отправлены российские военные советники, армия была насыщена российской военной техникой, в рамках «сирийского экспресса» на протяжении нескольких лет осуществлялось бесперебойное снабжение сирийской армии боеприпасами, запасными и комплектующими частями для техники, пайками, и другими грузами военного назначения. Под руководством российских военных специалистов были с нуля сформированы ряд подразделений сирийской армии, происходило обучение военных использованию российской техники. В настоящее время вся сирийская армия питается российскими пайками и носит российскую обувь.
Как результат значительно расширилась сфера контрактов на закупку российской военной техники в регионе. Основными партнерами выступают не только Сирия, но также Египет, Ливия, Ирак, Алжир, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Катар и Судан.
Экономическое сотрудничество связано прежде всего участием РФ в обеспечении продовольственной безопасности ряда стран региона – прежде всего Египта, для которого Россия является крупнейшим поставщиком зерна. Крупные закупки отечественного ячменя производит Саудовская Аравия. Отечественные компании, такие как «Газпром», «Газпром-нефть», «Лукойл» и «Татнефть», активно участвуют как в инвестировании добычи энергоресурсов в регионе и развитии добывающей инфраструктуры, так и в самостоятельной разработке месторождений. Значимой точкой сотрудничества является развитии программ мирного атома с Египтом, Алжиром, Иорданией, Саудовской Аравией.
Политические инструменты связаны с попытками России достичь урегулирования региональных конфликтов, прежде всего гражданской войны в Сирии, за счет создания международных площадок, в обсуждениях на которых могут принять участие все стороны этих конфликтов.
Основные трудности осуществления политики на Ближнем Востоке
На Ближнем Востоке РФ хотела бы проводить политику регионализации, подобные оценки озвучиваются многими экспертами (Е. Степанова, Д. Тренин и др.), однако на пути ее осуществлению имеют значительные сложности.
Страны региона не стремятся к интеграции в рамках локальных объединений, что позволило бы создать надежные и долгосрочные взаимоотношения с ними. Между странами существует значительное число региональных конфликтов, в которых они стремятся привлечь крупных международных партнеров, таких как США и РФ, к их решению на своей стороне. При это геополитические требования и потребности самих партнеров слабо учитываются арабскими государствами.
Так, в рамках только Сирии стремление России к выходу страны из политического кризиса через конструктивный диалог и компромисс между различными силами наталкивается на непонимание и авторитарную политику Б. Асада и его партии. Реализация геополитических интересов РФ в Сирии сталкивается с противодействием с одной стороны Турции, стремящейся расширить демилитаризованную зону и снизить угрозу сирийских курдов, а также Ирана, стремящегося расширить свое влияние в стране. При этом и Иран, и до недавнего времени Турция, рассматриваются как геополитические партнеры РФ.