Регион – это территория, представляющая собой сложный национально-культурный и экономический комплекс, базирующийся на однородности географических, экономических, социально-исторических, национально-культурных условий.
Понятие региональной интеграции
Начало региональной интеграции было положено стремлением государств Европы активизировать свое экономическое развитие после окончания Второй Мировой войны. Так, уже в 1950 году был образован Европейский платежный союз, а уже через год – Европейское объединение угля и стали. С другой стороны, шло объединение стран социалистического блока: в 1949 году был образован Совет экономической взаимопомощи странами Центральной и Восточной Европы под эгидой СССР. После развала колониальной системы произошло создание Ассоциации стан Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Это только некоторые из международных организаций, преследующих цель интеграции, которые существуют на международной арене.
Интеграция предполагает объединение существующих объектов в одно целое. Признаками региональной интеграции являются:
- появление нового качества через объединение частей, синергетический эффект, который распространяется на всех участников;
- новое объединение обособляет его участников от остальных частей мира;
- добровольный и партнерский характер;
- распространение на внешние и внутренние сферы жизни стран;
- осознание общности исторической судьбы.
Примером синергетического эффекта является единая европейская валюта, которая намного устойчивее, чем национальные валюты. Второй признак легко проиллюстрировать таможенными объединениями: устраняя таможенные барьеры внутри одной территории, государства сохраняют их по отношению к другим, тем самым появляются «аутсайдеры», против которых действуют те или иные ограничительные меры. Страны должны идти на интеграцию добровольно, потому колонии не могут считаться интеграционным объединением, как и создание империй. В отличие от международных организаций и договоров, интеграция предполагает сближение не только во внешнем, но и во внутреннем формате. Интеграция предполагает и политическую, и экономическую составляющую, влияя на такие сферы, как право, экология, миграция населения, образование, идеология и т.д.
Таким образом, региональная интеграция представляет собой процесс сплочения и усиления взаимозависмости регионов посредством институционализации сотрудничества на межгосударственном или наднациональном уровне в рамках системы международных отношений.
От региональной интеграции к трансрегионализму
Для современного мира характерен целый ряд таких характеристик, как глобализация, демократизация, модернизация, интернационализация, полицентрализация мира и т.д. Среди данных характеристик особое место приобретает трансрегионализация как процесс, стоящий между регионализацией и глобализацией. Однако сейчас трансрегиональное сотрудничество набирает силу, к их числу относят такие организации, как БРИКС, МИКТА, Транстихоокеанское партнерство, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство и другие.
Трансрегионализм, как и региональная интеграция, свидетельствует об увеличение роли регионов в международной политике и экономике. Становится нормой то, что регион выступает в качестве самостоятельного актора, а регионализм оказывает влияние на мировой порядок. Сейчас интеграция вырвалась на новый уровень, когда происходит объединение не просто в географических рамках региона, а интегрируются страны, расположенные весьма отдаленно друг от друга, даже на разных континентах. Таким образом, преобладает не географический, а функциональный фактор, а сама региональная интеграция отвечает мировому процессу глобализации.
Трансрегионализм как способ объединения стран в самых разных уголках планеты, вызван к жизни следующими причинами:
- расширение возможностей государств реализовать свои глобальные амбиции, расширить сферы своего присутствия в мире;
- преодоление рамок своего региона, что необходимо для экономического и политического роста (актуально для России, Китая, Бразилии и др стран);
- вступление в союз с более сильными державами способно увеличить собственный политический вес страны;
- объединение стран схожих по своему уровню развития позволяет совместными усилиями более эффективно решать задачи по модернизации страны и налаживать сотрудничество.
В зависимости от преследуемых целей выделяют несколько направлений в создании трансрегиональных связей:
- новый регионализм, предполагающий стремление к большей открытости и общему курсу внешней политики (Европейский союз, АСЕАН, ЕАС);
- усиление «державности»: появление новых региональных держав, чьи интересы преодолевают региональные границы (БРИКС, ИБСА, МИКТА);
- сложное объединение, включающее в себя как отдельные государства, так и целые региональные объединения, создавая целую структуру взаимосвязей (создание «нового шелкового пути» Китая).
Особенности региональной интеграции
Создание таких объединений так или иначе поднимает вопрос институционализации. Интеграция может носить межправительственный или наднациональный характер. Однако одновременное создание институтов вместе с созданием объединения стран происходит не всегда. Так, БРИКС формировали свои институты непосредственно уже в ходе работы объединения, рабочих саммитов и т.д. Так же выстраивается процесс интеграции в инициативе «нового шелкового пути» Китая, который предпочитает использовать двусторонние и многосторонние договоры, а не заключать жесткие соглашения в рамках большого числа участников. Стиль Китая как лидера проекта базируется на общей восточной философии, налаживании взаимовыгодного сотрудничества, развития торговли. Однако совсем по-другому выстраивалась система отношений в таких организациях, как Тихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство. При создании данных объединений страны-участники сразу подписывали довольно жесткие международные договора.
Вероятно, эта особенность связана с культурными установками и традициями, историческим опытом и конкретной целью объединения. В связи с этим принято выделять западную и незападную модели интеграции. Как видно, западная модель предполагает жесткую модель сотрудничества и обязательную институционализацию, в то время как незападная модель носит более гибкий характер, использует меньше обязывающих норм и имеет минимальную наднациональную систему контроля.