Отношения между Россией и Евросоюзом в сфере энергетики
Отношения в сфере энергетики - это взаимоотношения государств по вопросам сотрудничества в энергетической сфере.
Энергетика на протяжении многих лет играла важнейшую роль в росийско-европейских отношениях. Основой отношений между Российской Федерацией и Евросоюзом в сфере энергетики считается ведение энергетического диалога между двумя сторонами. Под энергетическим диалогом понимается совокупность различного рода переговорных форматов, договоренностей и соглашений, принятых на двусторонней основе между Россией и Европейским Союзом в сфере энергетики.
Построение энергетического диалога между РФ и ЕС стало возможным благодаря проведению кропотливой работы над моделированием взаимодействия и различных технических норм. Сама по себе эта работа зачастую проходила в непростых и даже конфликтных условиях. Обе стороны переживали значительные трансформации, приведшие, в итоге, к обоюдной зависимости РФ и ЕС в области энергетики.
Современная роль энергетического фактора в российско-европейских отношениях определяется не только их взаимозависимостью, но и интересом сторон к сближению в части вопросов технического и правового регулирования.
В настоящее время отношения между Россией и Европейским Союзом в сфере энергетики развиваются довольно непросто. Существует ряд проблем, препятствующих формированию единой политики РФ и ЕС в энергетической сфере. Основными проблемами в энергетических отношениях сторон являются:
- отсутствие правовой базы сотрудничества;
- непонимание четко сформулированной цели взаимодействия;
- высокая степень политизации всех контактов.
Их решению уделяется довольно много внимания на высшем уровне.
Основы энергетического сотрудничества между Россией и Евросоюзом
Энергетическое сотрудничество между Россией и Евросоюзом – это международное сотрудничество Российской Федерации и Европейского Союза в сфере энергетики, направленное на обеспечение устойчивого энергетического развития и глобальную энергетическую безопасность.
Развитие энергетического сотрудничества между Российской Федерации и Евросоюзом преследует различные цели. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные цели энергетического сотрудничества России и Евросоюза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На протяжении современной истории российско-европейских отношений у России и Евросоюза было несколько возможностей заложить правовую основу международного энергетического сотрудничества. В частности, речь идет о переговорах по Энергетической хартии 1991 года и Договору к ней от 1994 года, а также о переговорах по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994 года. Определенный компромисс между сторонами был достигнут, однако общая энергетическая проблематика так и не смогла найти своего отражения в достигнутых соглашениях.
В конце ХХ века для сторон очевидным стало наличие правового вакуума. Россия и Евросоюз попытались частично закрыть его Энергетическим диалогом Россия-ЕС, инициированным в начале 2000-х годов. Впоследствии сторонами были разработаны «Дорожная карта» по общему экономическому пространству (2005 и 2010 гг.) и «Партнерство для модернизации» (2010 г.). 2011 год был ознаменован созданием Консультативного совета по газу. Тем не менее, сфера энергетики до сих порт остается наименее юридически проработанной областью российско-европейских отношений, в которой скопилось немало фундаментальных проблем. Еще больше отношения между сторонами осложнились после введения санкций по отношению к России со стороны Запада.
Проблемы и перспективы развития отношений между Россией и Евросоюзом в области энергетики
Дальнейшие возможности энергетического сотрудничества между Россией и Европейским Союзом осложняются рядом факторов. Прежде всего, речь идет о том, что сторонами по-разному видится оптимальная организация сектора. Российская Федерация основное внимание сосредотачивает на бюджетной эффективности, модернизации и стабильности институтов. Для Евросоюза ключевыми приоритетами являются либерализация и построение внутреннего рынка 27 стран-членов. Под либерализацией в данном случае понимается внедрение конкуренции за счет обеспечения жесткого отделения добычи, транспортировки и распределения.
Вторым не менее важным факторов, осложняющим процесс развития энергетического сотрудничества между Россией и Евросоюзом, выступает разное понимание сторонами самой сути международных отношений. Текущие действия ЕС в значительной степени диктуются его стремлением к распространению на своих партнеров не только рыночных механизмов, но и своих правовых норм. При этом эти нормы необязательно должны гарантировать возможность наилучшего решения проблем даже внутри самой Еврозоны. Основной причиной экстраполяции законодательства ЕС выступает возможность упрощения его сотрудничества с третьими странами и облегчение деятельности европейских компаний. Таким образом, Евросоюз не учитывает интересы партнеров, что, в свою очередь, противоречит принципу равенства партнеров, который для российской внешней политики является ключевым.
Сегодня эксперты выделяют несколько возможных вариантов дальнейшего развития отношений России и Евросоюза в области энергетики. Основными из них считаются:
- конкретизация целей сотрудничества и их четкое отделение от средств;
- диверсификация отношений, ведущая к осознанию цели сотрудничества и построению его правовой базы;
- усиление работы переговорных площадок международных структур, полноправными участниками которых выступают как Евросоюз, так и Россия.
Реализация заданных мер позволит в определенной степени нейтрализовать проблемы, имеющиеся в российско-европейских отношениях в области энергетики. Определяющую роль при этом будет играть наработка опыта сотрудничества энергетических компаний, исследователей и экологических организаций. Важно, чтобы на решение фундаментальных проблем в отношениях между РФ и ЕС в сфере энергетики была направлена сама внутренняя политика партнеров.