Публичная дипломатия
Публичная дипломатия – это средство установления отношений с зарубежными странами.
Это международная деятельность специализированных государственных структур, влияющих на мнение иностранных граждан о стране в контексте внешнеполитической деятельности. С ее помощью решаются следующие задачи:
- Построение долгосрочных отношений.
- Достижение целей национальной внешней политики.
- Формирование представлений о ценностях и институтах государства за рубежом.
Считается, что мнение общества может оказывать колоссальное влияние на деятельность правительств, поэтому публичная дипломатия сосредотачивает свои усилия на определенной аудитории, с помощью специального языка и образов. За счет этого достигаются политические цели.
Задача публичной дипломатии заключается в том, чтобы расширить взаимодействие собственных граждан с иностранными агентами. Поэтому она поддерживается активным международным обменом, информационными программами, пропагандой культуры. Специалисты определяют публичную дипломатию как способ влияния на сознание других людей. Она может осуществляться традиционными способами или цифровыми средствами. Ранее для этих целей использовались радио и телевидение. Многие страны создавали и продолжают создавать программы обучения для иностранных специалистов для того, чтобы сформировать лояльную элиту в других странах. Интернет позволяет влиять на зарубежную аудиторию напрямую и практически мгновенно. Для этого используются лидеры мнений, рассылки в социальных сетях, распространение информации через мобильные телефоны.
Публичная дипломатия активно используется международными организациями и другими структурами для продвижения своих ценностей, установления отношений с разными странами, внедрения определенных мыслей в сознание граждан разных государств. Они достигают своих целей через «мягкое влияние» на людей.
Место Польши на международной арене
Польша располагается в Центральной Европе. Она является членом ЕС и НАТО. Сегодня страна укрепила свое положение среди ведущих стран мира. Польша поддерживает отношения со странами, ориентированными на западные ценности. Основная цель – интеграция в европейское пространство. Уже в 1994 году Польша стала ассоциированным членом ЕС и его оборонительной структуры. В 1999 году страна стала членом НАТО. В 2004 году Польша стала полноправным членом ЕС.
После того, как рухнул союз стран Варшавского договора, Польша оказалась в окружении стран, с которыми ей надо было выстраивать новые отношения. История внешнеполитических связей страны такова, что Польша теперь ориентируется на сотрудничество с сильными партнерами, которые в случае военной угрозы смогли бы оказать серьезную военную поддержку. Поэтому страна выбрала основным стратегическим партнером США, так же большое внимание уделяется построению отношений с Германией. Если рассматривать отношения Польши и России, то они постоянно ухудшаются, начиная с 2000 года.
Стратегия внешней политики Польши мало отличается от подходов других стран. Среди приоритетных направлений правительство страны обозначило:
- Обеспечение безопасности в рамках НАТО и ЕС.
- Развитие международной активности.
- Усиление авторитета в международных отношениях.
Основными факторами безопасности остаются НАТО и ЕС. В 2014 году было решено создать Объединенную оперативную группу повышенной готовности на территории Польши и стран Балтии с целью защиты от потенциальной агрессии со стороны РФ.
Публичная дипломатия Польши
Публичная дипломатия Польши опирается на стратегические, концептуальные, исполнительные мероприятия. Их цель – влияние на общественное мнение за рубежом, что позволит обеспечить реализацию и продвижение интересов государства в будущем. С помощью публичной дипломатии формируется положительный имидж страны, совершенствуется и продвигается объективное знание, понимание ценностей Польши. На сегодняшний день страна имеет 160 представительств за рубежом.
Стратегия публичной дипломатии страны прописана в «Наплавления промоции Польши». Это документы, которые определяют долгосрочные и краткосрочные цели и задачи, способствующие реализации интересов государства. Сюда же относят культурные ценности, язык, спорт, туризм и так далее. Так же страна ведет активное взаимодействие с негосударственными организациями.
Польша ежегодно проводит конкурс грантов, с помощью которых осуществляется финансирование различных проектов. Эти проекты позволяют расширить знания о страны и улучшить ее имидж.
Одним из действенных инструментов публично дипломатии Польши является сеть культурно-информационных центров в разных странах мира. Она насчитывает более 24 польских институтов, которые нацелены на продвижение культуры страны, распространение знаний о Польше. Только в 2015 году число мероприятий публичной дипломатии со стороны Польши составило 2000 штук.
Диаспора поляков за рубежом так же является инструментом продвижения ценностей страны. Государство проводит мониторинг общественного мнения, поддерживает взаимодействие диаспор со средствами массовой информации.
Польское правительство создало и поддерживает Внешнюю службу польского радио. Его работа ведется в отношении иностранных граждан. В странах, где присутствует большая польская диаспора работает телевизионный канал Польши. Благодаря цифровым технологиям польский МИД присутствует в интернете.
Можно заключить, что публичная дипломатия Польши пользуется всеми доступными средствами для достижения своих целей на международном уровне. Для этого используется дружба с крупными сильными странами, чтобы обеспечить безопасность, а также поддержка польской диаспоры за рубежом. Инвестиции в проекты, помогающие транслировать ценности страны за рубежом, приносят дивиденды в виде достигнутых целей.