БРИКС – это неформальное объединение стран, представленное Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой.
Транспортная инфраструктура БРИКС
Развитая инфраструктура является важным фактором экономического развития стран и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Хорошо развитая инфраструктура определяет центры экономической активности, а также сектора ее развития.
На рост и развитие международной торговли прямое воздействие оказываеттранспортная инфраструктура. Она уменьшает географическую разорванность регионов и способствует интеграции рынков и установлению связей как между внутренними частями страны, так и между разными государствами. Кроме того, развитая инфраструктура оказывает влияние на уменьшение имущественного неравенства, поскольку одинаковый доступ к хорошей транспортной инфраструктуре является предпосылкой для подъема уровня жизни и развития менее развитых регионов в экономическом плане.
На долю стран БРИКС приходится 21% мирового ВВП, а их экономики являются перспективными для иностранных вложений. Однако не все входящий в БРИКС страны обладают хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Наиболее развитая транспортная инфраструктура у Китая и России, значительно уступают Бразилия и Индия. Самый большой приток инвестиций испытывает Южно-Африканская республика.
Увеличение притока инвестиций в странах БРИКС напрямую связано с транспортной инфраструктурой. Наиболее тяжелое положение в Бразилии. Неразвитая инфраструктура является тормозом для развития бизнеса в Бразилии. Особенно тяжелая ситуация в плане качества дорог и инфраструктуры воздушного транспорта. Бразилия имеет самый низкий среди стран БРИКС процент асфальтированных дорог – всего 13,5% от всех дорог.
Лучше всего транспортная инфраструктура развита в Китае, который занимает второе место в мире по доступности авиатранспорта. Также достаточно высок процент асфальтированных дорог – 60,7% от всех имеющихся. В Индии этот показатель составляет 50,9%, однако в целом для страны это является недостаточным, что не отвечает ее экономическим потребностям. Хорошо развита инфраструктура воздушного транспорта в ЮАР, также ЮАР занимает 41-е место в мире по качеству железных дорог.
Россия обладает лучшими показателями транспортной инфраструктуры, доля асфальтированных дорог в ней равна 76,4%, однако качество дорог невысоко, что отмечается ведущими экспертами. Около 60% всех федеральных дорог не соответствует нормативным стандартам.
Сотрудничество стран в развитии транспортной инфраструктуры
Страны БРИКС активно сотрудничают в области инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Особенно это актуально в отношении Бразилии. Из-за влияния американских и западноевропейских автомобильных кампаний в стране длительное время искусственно затормаживалось развитие сети железных дорог, что привело к их плачевному состоянию на современном этапе. Это обстоятельство является важным, чтобы Россия начала вкладываться в данную сферу. Инвестирование в железные дороги может привести к их частичной приватизации. Именно по этому пути пошел Китай, который заключает договора и инвестирует в строительство железных дорог, а также пытается их приватизировать.
Кроме того, перспективную сферу для инвестиций представляет собой сфера воздушных перевозок. В Бразилии до сих пор отсутствуют рейсы в Индию и Китай. При налаживании активного сотрудничества между странами и появлении прямых рейсов это способствует значительному увеличению туристического потока и а также увеличению деловых контактов.
Российская компания «РЖД» выступает партнером в реализации инфраструктурных проектов в странах БРИКС. Компания осуществляет управление железнодорожными системами в других странах. Совместно с Китаем «РЖД» осуществляет проекты по развитию и формированию новых маршрутов доставки контейнерных грузов из Азии в Европу. Особое место занимает работа по развитию высокоскоростного железнодорожного сообщения. Такая же работа идет в Индии, в которой совместно реализуются проекты по развитию грузовых коридоров, строительству вокзальных комплексов, модернизации железнодорожных магистралей, поставка железнодорожной техники.
Новый шелковый путь
Китай предложил концепцию новой паневразийской транспортной системы – Новый шелковый путь, через который будет осуществляться перевозка пассажиров и грузов в Европу из Китая. Данный проект планируется воплотить в жизнь в сотрудничестве с Россией, Казахстаном и другими странами.
Основой идеи является Великий шелковый путь, который был одним из самых важных торговых маршрутов в древности. Новый торговый путь будет аналогичной торговой артерией, который соединит центр Евразии и Европу (предполагается, что он будет заканчиваться в Лондоне). Это значительно усилит экономическое развитие как самого Китая, так и стран, через которые будет проходить эта дорога, и появятся новые рынки сбыта для китайских товаров.
Китайцы представляют данный проект как способ преобразования всей торгово-экономической модели Евразии и называют его «один пояс – один путь». В перспективе множество инфраструктурных проектов будет вместе объединено, а новая система транспортных коридоров охватит не только Европу и Азию, но и Африку, Америку и даже Австралию и Индонезию. Для реализации такого амбициозного проекта необходимо задействовать самый разнообразный транспорт: автомобильные и железные дороги, морские и воздушные пути, а также трубопроводы, линии электропередач, что повлечет за собой развитие соответствующей инфраструктуры.
Новый шелковый путь предполагает несколько направлений. Главное направление пути будет проходит через Центральную Азию по китайской территории, а далее через страны:
- Казахстан;
- Туркменистан;
- Узбекистан;
- Иран;
- Ирак;
- Сирия;
- Турция;
- Болгария;
- Румыния;
- Чехия;
- Германия.
Концепция предусматривает ответвления пути в стороны окрестных стран. Кроме того, существует проект Северного морского пути через Арктику.