Инкультурация
Инкультурация - это освоение человеком культурной и общественной жизни.
Это постепенная выработка человеком следующих аспектов бытия:
- манеры,
- нормы поведения,
- навыки.
Специфика вышеперечисленных элементов заключается в том, что они характерны для определенного типа культуры, либо исторического периода. Процесс происходит постепенно. Человек осваивает новые способы, нормы существования в социуме.
Инкультурация вписывает человека в общий культурный контекст. Под влиянием данного процесса у личности формируются ценностные ориентации, предпочтения. Человек знакомиться с основами социального и политического устройства общества. Он изучает сословные, национальные традиции, начинает следовать нормам морали, принятым в конкретной социальной общности. Важной особенностью инкультурации является тот факт, что индивид не может контактировать со всеми другими людьми, поэтому каналы получения информации для него ограничены.
Инкультурация включает в себя освоение навыков жизнеобеспечения, личностного развития, социальной коммуникации, восстановления энергетических затрат. Под жизнеобеспечением понимается профессиональная деятельность, организация домашнего труда, потребление или покупка товаров или услуг. Личностное развитие связано с приобретением образования, реализацией себя как члена общества, поиском хобби.
Данный процесс рассматривается в контексте среднестатистического человека, не обладающего какими-то специальными знаниями или выдающимися способностями. При этом в каждом обществе есть сверходаренные люди либо люди с ограниченными возможностями. В их отношении инкультурация обретает очень специфические формы. Она может иметь свой темп и методику.
Социализация
Социализация во многом схожа с инкультурацией. Она представляет собой интеграцию человека в социальную систему, что позволяет ему войти в социальную среду. Для этого он овладевает социальными правилами, нормами, ценностями, навыками, знаниями, которые позволяют ему эффективно существовать в обществе.
Сущность социализации заключается в том, чтобы человек мог адаптироваться к окружающему миру. Каждый живет в обществе, он вынужден приспосабливаться к социальной жизни. Иногда процесс адаптации может быть осложнен разными обстоятельствами. Обычно человек привыкает именно к той социальной среде, в которой он растет.
Выделяют следующие типы социализации:
- первичная,
- ресоциализация,
- групповая,
- гендерная,
- организационная,
- досрочная.
Первичная социализация происходит в семье от момента рождения ребенка до формирования его в зрелую личность. Она продолжается в образовательных учреждениях. Вторичная социализация или ресоциализация представляет собой процесс изменения рефлексов, приобретенных в ходе первичной социализации. Групповая социализация предполагает адаптацию к группе. Гендерная социализация заключается в том, что человеку в зависимости от его гендерной принадлежности необходимо освоить знания и навыки необходимые для конкретного пола.
Личность может проходить адаптацию в организации. Ее статус будет изменяться от статуса “новичка” до “опытного специалиста”. Досрочная социализация - это репетиция будущей взрослой жизни. Обычно у детей - это игра, когда они примеряют на себя роли взрослых.
Социальными институтами, в которых человек проходит адаптацию или социализацию, являются семья, группа по интересам, система образования, экономическая система, язык, религия, СМИ, правовая система, пенитенциарная система.
Проблемы инкультурации и социализации
Социализация предполагает адаптацию человека в обществе. Однако в жизни встречаются различные крайности от одаренности до умственной отсталости и психических расстройств. Преодоление крайностей является средством адаптации большинства людей в обществе. В ряде случаев возможности человека ограничены и ему назначается опекун, который представляет его интересы в общественной жизни.
Потребление наркотических средств и другие типы зависимостей делают человека маргинальным. Для него тяга и зависимость становятся приоритетами, а социализация отходит на второй план. Борьба с зависимостями является одной из социально значимых задач.
Человек в ходе своей жизни осваивает множество ролей. Нельзя сказать, что к какому-то возрасту можно достичь высокого уровня социализации или инкультурации. Они происходят постоянно. Культурная информация, как и в случае социализации, происходит разными способами. Самым очевидным является передача культурной информации от родителей детям. Освоение культурных тонкостей может происходить при общении со сверстниками. Еще одним способом взаимодействия является непрямая трансмиссия. Инкультурация происходит не только среди окружающих, но и за счет образовательной системы.
Сложность инкультурации заключается в том, что механизмы внедрения ценностей и особенностей культуры происходят через имитацию, идентификацию. Имитация предполагает полное копирование поведения, мыслей близких людей. И то, и другое, может быть не адаптировано под текущую обстановку или условия среды. Идентификация означает усвоение детьми поведения и ценностей родителей. Стыд и вина, которые могут быть впитаны от родителей, мешают человеку адаптироваться в обществе, чувствовать себя свободно, либо полностью воспринимать культурные аспекты бытия.
Таким образом, инкультурация и социализация - это механизмы адаптации личности к жизни в обществе. Проблемы этих процессов связаны с первичными механизмами, когда в семье и близлежащем окружении возникают различные сложности развития и приспособления ребенка к социуму. С этими сложностями человек проходит через всю свою жизнь, либо идет на вторичную социализацию.