Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы федерализма в Индии

Понятие и сущность федерализма

Определение 1

Федерализм – это особый тип политической организации общества, основанный на объединении общего правительства и региональных правительств в единую политическую систему и разделении полномочий между ними.

Основные принципы федерализма в общем виде представлены на рисунке 1.

Ключевые принципы федерализма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ключевые принципы федерализма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современной научной литературе принято различать две модели федерализма – кооперативный и дуалистический. Первый в основе своей опирается на идею о взаимном дополнении полномочий центра и субъектов федерации и их сотрудничестве. Второй строится вокруг постулата о равновесии между федерацией и ее субъектами, имеющими свои предметы ведения и не вмешивающимися в дела друг друга.

В юридической литературе все федеративные государства в зависимости от типа правового акта, лежащего в основе федерации, подразделяют на договорные и конституционные.

Современная Индия является примером конституционной федерации дуалистического типа. Примечательно, что индийский федерализм изначально был кооперативным и лишь потом стал дуалистическим. Здесь отсутствовал параллелизм и автономность в деятельности федеральной и региональной власти. Федеральный центр проявлял исключительную заботу о штатах и вмешивался в их дела, являясь при этом ассиметричным.

Специфика и особенности федерализма в Индии

Процесс построения и развития федерализма в Индии довольно сложен, неоднозначен и запутан. Его начало было положено в середине ХХ века после обретения страной независимости от британского влияния.

«Проблемы федерализма в Индии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В своем развитии федерализма Индия прошла несколько основных этапов:

  • период безусловного доминирования центра (середина ХХ в. - середина 1980-х гг.);
  • период коррекции кооперативного федерализма посредством активизации лоббистской деятельности штатов (1990-е гг.);
  • этап перехода к конкурентному федерализму на фоне нехватки материальных ресурсов.

В конце концов, в основу Индийской федерации была положена автономия штатов, не имеющих суверенитета. При этом сама федерация носит централизованный характер. В каждом штате созданы свои высшие органы. К ним относятся выборная легислатура (законодательный орган штата), губернатор (назначается президентом страны), правительство (формируется партией большинства в местном парламенте), а также высший суд штата (тоже назначается президентом страны). Штаты в Индии не имеют собственных конституций и не имеют собственного гражданства (за исключением Кашмира и Джамму), но при этом обладают правом собственного законодательства. Будучи представленными в верхней палате парламента, штаты создают свое правительство во главе с главным министром штата согласно расстановке политических сил в регионе. Права на выход из федерации у штатов нет. Все вопросы о создании и преобразовании штатов, а также изменении их границ могут решаться парламентом страны без согласия регионов.

Федерализм в Индии формировался смешанным способом – «сверху» и «снизу». Свое влияние на его развитие оказали такие факторы, как:

  • геополитическая целостность Индостанского полуострова, отличающегося разнообразием природно-климатических зон;
  • идеология просвещенного либерализма;
  • стремление к предотвращению этно-конфессионального взрыва;
  • попытки повысить уровень социально-экономического развития посредством усиления роли центра.

Сегодня федерализм в Индии характеризуется устойчивым центростремительным вектором развития. Модель его построения оказалась весьма успешна и имеет ряд преимуществ в сравнении с другими постколониальными странами. В то же время Индийская федерация централизована и в определенной степени ассиметрична.

Общая проблематика индийского федерализма

Процесс построения и развития федерализма в независимой Индии опосредован множеством проблем и сложностей. Всю их массу условно принято делить на две большие группы:

  • проблемы, в целом типичные для большого многонационального государства;
  • проблемы, опосредованные культурными особенностями страны.

Рассмотрим их более подробно.

К первой группе принято относить проблемы, связанные с вопросами национального самоопределения народов, проживающих на территории Индии, конфессиональной принадлежностью различных групп населения, а также языковыми особенностями.

Вторая группа проблем более обширная и специфическая. Она определяется, прежде всего, последствиями многовекового деления индийского общества на варны и касты, что, в свою очередь, существенно осложняет развитие интеграционных процессов в стране.

Федерализм в современной Индии представляет собой особую, специфическую модель, становление и развитие которой под гнетом различных обстоятельств продолжается до сих пор. Многие исследователи отмечают, что функционирование федеративной системы Индии опосредовано влиянием множества факторов, определяющих политический процесс в стране. Соответственно, важная роль в этом вопросе отводится политическим партиям. Как показывает практика, отношения между центром и регионами федеральной системы в значительной степени зависят от того, как участники обоих уровней выстраивают отношения между собой. Члены партии могут управлять правительственными структурами на федеральном уровне в том случае, если являются сопредседателями тех, кто управляет структурой на региональном уровне.

Одной из проблем современного федерализма в Индии можно считать асимметричность модели его построения. Согласно Конституции всем штатам в союзе предоставлен единый правовой статус, однако на практике их правовое положение и полномочия неодинаковы. Одни штаты пользуются наибольшими правами, вторые занимают обычное правовое положение, а права третьих (самых мелких) с одной стороны ограничены, а с другой – расширены. Кроме того, асимметрия проявляется и в различном представительства штатов в верхней палате (от 1 до 34 представителей), зависящем от численности населения, но не пропорциональной ему.

Дата написания статьи: 15.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot