Понятие и сущность федерализма
Федерализм – это особый тип политической организации общества, основанный на объединении общего правительства и региональных правительств в единую политическую систему и разделении полномочий между ними.
Основные принципы федерализма в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ключевые принципы федерализма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В современной научной литературе принято различать две модели федерализма – кооперативный и дуалистический. Первый в основе своей опирается на идею о взаимном дополнении полномочий центра и субъектов федерации и их сотрудничестве. Второй строится вокруг постулата о равновесии между федерацией и ее субъектами, имеющими свои предметы ведения и не вмешивающимися в дела друг друга.
В юридической литературе все федеративные государства в зависимости от типа правового акта, лежащего в основе федерации, подразделяют на договорные и конституционные.
Современная Индия является примером конституционной федерации дуалистического типа. Примечательно, что индийский федерализм изначально был кооперативным и лишь потом стал дуалистическим. Здесь отсутствовал параллелизм и автономность в деятельности федеральной и региональной власти. Федеральный центр проявлял исключительную заботу о штатах и вмешивался в их дела, являясь при этом ассиметричным.
Специфика и особенности федерализма в Индии
Процесс построения и развития федерализма в Индии довольно сложен, неоднозначен и запутан. Его начало было положено в середине ХХ века после обретения страной независимости от британского влияния.
В своем развитии федерализма Индия прошла несколько основных этапов:
- период безусловного доминирования центра (середина ХХ в. - середина 1980-х гг.);
- период коррекции кооперативного федерализма посредством активизации лоббистской деятельности штатов (1990-е гг.);
- этап перехода к конкурентному федерализму на фоне нехватки материальных ресурсов.
В конце концов, в основу Индийской федерации была положена автономия штатов, не имеющих суверенитета. При этом сама федерация носит централизованный характер. В каждом штате созданы свои высшие органы. К ним относятся выборная легислатура (законодательный орган штата), губернатор (назначается президентом страны), правительство (формируется партией большинства в местном парламенте), а также высший суд штата (тоже назначается президентом страны). Штаты в Индии не имеют собственных конституций и не имеют собственного гражданства (за исключением Кашмира и Джамму), но при этом обладают правом собственного законодательства. Будучи представленными в верхней палате парламента, штаты создают свое правительство во главе с главным министром штата согласно расстановке политических сил в регионе. Права на выход из федерации у штатов нет. Все вопросы о создании и преобразовании штатов, а также изменении их границ могут решаться парламентом страны без согласия регионов.
Федерализм в Индии формировался смешанным способом – «сверху» и «снизу». Свое влияние на его развитие оказали такие факторы, как:
- геополитическая целостность Индостанского полуострова, отличающегося разнообразием природно-климатических зон;
- идеология просвещенного либерализма;
- стремление к предотвращению этно-конфессионального взрыва;
- попытки повысить уровень социально-экономического развития посредством усиления роли центра.
Сегодня федерализм в Индии характеризуется устойчивым центростремительным вектором развития. Модель его построения оказалась весьма успешна и имеет ряд преимуществ в сравнении с другими постколониальными странами. В то же время Индийская федерация централизована и в определенной степени ассиметрична.
Общая проблематика индийского федерализма
Процесс построения и развития федерализма в независимой Индии опосредован множеством проблем и сложностей. Всю их массу условно принято делить на две большие группы:
- проблемы, в целом типичные для большого многонационального государства;
- проблемы, опосредованные культурными особенностями страны.
Рассмотрим их более подробно.
К первой группе принято относить проблемы, связанные с вопросами национального самоопределения народов, проживающих на территории Индии, конфессиональной принадлежностью различных групп населения, а также языковыми особенностями.
Вторая группа проблем более обширная и специфическая. Она определяется, прежде всего, последствиями многовекового деления индийского общества на варны и касты, что, в свою очередь, существенно осложняет развитие интеграционных процессов в стране.
Федерализм в современной Индии представляет собой особую, специфическую модель, становление и развитие которой под гнетом различных обстоятельств продолжается до сих пор. Многие исследователи отмечают, что функционирование федеративной системы Индии опосредовано влиянием множества факторов, определяющих политический процесс в стране. Соответственно, важная роль в этом вопросе отводится политическим партиям. Как показывает практика, отношения между центром и регионами федеральной системы в значительной степени зависят от того, как участники обоих уровней выстраивают отношения между собой. Члены партии могут управлять правительственными структурами на федеральном уровне в том случае, если являются сопредседателями тех, кто управляет структурой на региональном уровне.
Одной из проблем современного федерализма в Индии можно считать асимметричность модели его построения. Согласно Конституции всем штатам в союзе предоставлен единый правовой статус, однако на практике их правовое положение и полномочия неодинаковы. Одни штаты пользуются наибольшими правами, вторые занимают обычное правовое положение, а права третьих (самых мелких) с одной стороны ограничены, а с другой – расширены. Кроме того, асимметрия проявляется и в различном представительства штатов в верхней палате (от 1 до 34 представителей), зависящем от численности населения, но не пропорциональной ему.