Историческая память
Историческая память – это совокупность ценностных ориентаций и предпринимаемых социумом действий, по символической реконструкции общего прошлого в настоящем.
Научное сообщество приравнивает к исторической памяти такие явления как коллективная, социальная память, память мира и человечества. Развитие социальной памяти напрямую связано с эволюцией человека. В формировании исторической памяти большую роль играют род, община и племя как носители человеческих ценностей, традиций и культуры. Формирование фонда памяти способствовало консолидации коллективов. То есть еще в дописьменное время уже существовала форма передачи информации от более старшего поколения к младшему. Самой первой формой осмысления прошлого был миф. Его трудно назвать историческим знанием, но он является средством приобщения к настоящему.
Создание письменности позволило формализовать знания о прошлом и передавать их в виде информации. Знаковые системы, используемые разными народами, позволяют консервировать историческую память. Социальный опыт, накопленный поколениями, далее применяется для реализации образовательных и идеологических целей.
Целенаправленные действия общества так же оказывают влияние на историческую память. Общество создает специальные хранилища, формирует институты, занимающиеся изучением прошлого, реконструкцией событий, предметов.
Носителями исторической памяти являются сами люди, материальные ресурсы, материальные объекты, способствующие передаче данных. Они помогают не только хранить данные, но и воспроизводить их в настоящем, то есть способствуют актуализации знаний.
Таким образом, историческая память – это способ передачи информации от старшего поколения к младшему с помощью с специальных средств накопления, хранения и воспроизведения информации.
Проблема исторической памяти в международных отношениях
Проблема исторической памяти в международных отношениях заключается в том, что по мере усложнения общественных процессов она стала носить социальный характер. То есть исторической наследие позволяет социальной группе обрести свою идентичность, идентифицировать себя с определенными событиями, ценностями, традициями.
Если рассматривать идентичность целой нации или этноса, то необходимо рассматривать этногенетический миф. Особенно это важно в случаях, когда этническая группа сталкивается геноцидом, дискриминацией, территориальными спорами.
Обычно для социальной памяти важными оказывают исторические события, которые сильно эмоционально окрашены. Нейтральные по заряженности события остаются частью культурного наследия и воспринимаются всеми социальными группами и этносами спокойно.
Стоит отметить, что все то, что идентифицируется с личностью или отдельной небольшой группой воспринимается эмоционально и иррационально.
В передаче исторической памяти остро встает вопрос манипулирования историческим сознанием. Историческая память является основой идентификации человека с группой, в результате искажение фактов прошлого влияет на картину мира для ныне живущих. Историки, архивирующие события, тоже не свободны от предрассудков и стереотипов, что влияет на результат их труда.
Получается, что мировосприятие во многом определяется политическими целями и исторической политикой. То есть заинтересованные лица могут внести коррективы в то, что происходило в прошлом с умыслом изменить сознание людей в текущем времени для достижения определенных политических, социальных, экономических целей.
Проблемы исторической памяти в отношениях Китая и Японии
Историческая память становится одним из важнейших политических инструментов. Это подтверждается событиями последних лет, когда общество умышленно искажает представление о событиях Второй мировой войны и Холокоста. Политика исторической памяти становится действенным инструментом в международных отношениях, позволяющим достичь определенных целей. Если рассматривать в этом контексте азиатские страны, склонные сохранять и соблюдать свои традиции, то историческая память является одним из основополагающих факторов формирования национальной идентичности и принципов построения отношений с другими странами.
Каждая страна интерпретирует исторические события со своей точки зрения. История как наука стала особым государственным институтом. Китайское обращение к прошлому является избирательным. Например, все, что затрагивает вопрос правомерности существования и политики коммунистической партии обсуждению не подлежит. На первый план выходят заслуги, а не ошибки. Китайское государство и общество долгое время подвергались виктимизации. Китай до середины 20 века сталкивался с постоянными интервенциями западных стран и Японии. История страны содержит все факты попыток порабощения китайского народа. История коммунистической партии описывает вклад в ее становление и развитие всех руководителей от Мао Цзедуна до Си Цзиньпина. Также в КНР есть законодательные акты, регулирующие обращение с исторической памятью. Во внешней политике данный вопрос не регулируется.
Известно, что в 1970 году Япония и Китай взяли курс на оптимизацию отношений. В 1978 году был подписан договор о мире и дружбе. За этот период страны заняли значимое место в азиатском регионе, что признают их соседи. Политические противоречия между двумя державами возникают в основном из-за нерешенных исторических проблем. Эти проблемы являются инструментом взаимных претензий. События с 1930 по 1945 воспринимаются болезненно китайским обществом. Они мешают установлению отношений с Японией.
КНР настороженно относится к милитаризации своего соседа. Историческая память мешает решить массу конфликтных ситуаций, в том числе, на Тайване. МИД Китая часто использует историю для критики японской политики. Китайская общественность относится к японцам настроено негативно. Около 54 % опрошенных китайцев полагают, что Япония должна принести публичные извинения за прошлые действия.