Международные реки
Международные реки – это реки, которые пересекают территории двух и более стран.
Судоходство на них осуществляется свободно. Каждая часть такой реки находится под суверенитетом страны, по которой она протекает. Страны, имеющие выход к реке, обычно заинтересованы в том, чтобы использовать ее ресурсы и пространство в своих интересах. Для своих целей они могут организовывать здесь судоходство, ловить рыбу, строить плотины, использовать воду для ирригации и так далее.
Правовое использование вод международных рек определяется международными договорами, в их числе:
- Конвенция 1948 года определяет использование вод Дуная.
- Конвенция 1868 года регламентирует судоходство на Рейне.
- Конвенция 1963 года об использовании бассейна реки Нигер.
- Договор о сотрудничестве 1978 года, который определяет особенности судоходства в водах Амазонки.
- Конвенция 1954 года о режиме морского и речного судоходства, которая регламентирует использование бассейна реки Меконг.
Свобода судоходства подразумевает, что все государства, имеющие выход к реке, могут использовать ее воды для своих целей. Стороны обязаны выполнять закрепленные в договорах требования относительно режима судоходства, соблюдения прав друг друга, обеспечения свободного прохода судам других государств.
Принцип свободы рассматривался в международных соглашениях еще в 19 веке. Страны, которые подписывали международные документы обязались пропускать торговые суда и не воспрепятствовать. Но проходящие суда должны были следовать предписанным правилам. [Замечание]
Таким образом, международные реки – это реки, которые протекают через территории нескольких стран. Также они могут разделять страны между собой. Чтобы регулировать отношения между государствами в данном правовом поле заключаются специальные договора. [/Замечание]
Правовой режим международных рек
Международные реки принято разделять на судоходные, пограничные, трансграничные. Судоходные являются международными, они обычно имеют выход в море. Пограничные разделяют страны между собой. Трансграничные могут пересекать территории стран, не иметь выхода к морю. Судоходство на них обычно имеет местное значение.
Международное право делит реки на национальные и международные. Национальные располагаются в пределах одного государства. В этом случае используется режим, установленный государственной властью данной страны. Международные реки соприкасаются с несколькими государствами, поэтому становятся предметом правоотношений мирового уровня. Здесь важное значение приобретают следующие аспекты:
- Географическое положение.
- Свобода судоходства для торговых судов вне зависимости от их флага.
Стоит отметить, что принцип свободы - это право, но не обязанность. Международное право не имеет общей нормы, которая обязывала бы прибрежные государства предоставлять право передвижения по рекам для стран, не имеющих к ним выхода. Наиболее ярким примером правового регулирования навигации по международным рекам является Конвенция о режиме судоходства на Дунае. Она была подписана в 1948 году. В ней закреплено правило, что доступ к реке должен быть у людей, судов, товаров всех государств на принципах равенства.
На Дунае работает специальная комиссия, в состав которой вошли представители всех прибрежных стран. Они занимаются тем, что составляют планы работ, разрабатывают правила для надзора, создают и выпускают навигационные справочники и карты.
Быстрое развитие производства и промышленности вывело на первый план проблему перемещения товаров. В целом международные реки рассматриваются в том числе, и как общий ресурс, богатый речной флорой и фауной. Большое внимание уделяется экологической безопасности рек.
Влияние прибрежных стран на правовой режим международных рек
Судоходство по международным рекам определяется странами, которые имеют непосредственный выход к ним. Изначально предполагалось, что они будут предоставлять беспрепятственный проход флота других стран, так же граничащих с рекой. Но со временем реки стали использоваться всеми странами, даже теми, которые не имеют выхода к ним.
Правовой режим на реках определялся Барселонской конвенцией и Статутом о режиме водных путей 1921 года. А вот Хельсинская конференция середины 60-х годов внесла изменения в Барселонскую конвенцию. То есть предоставление права прохода для стран, не имеющих выхода, было закреплено документально.
Сегодня на первый план выходят торгово-экономические отношения, поэтому в отношении каждого случая формируются свои решения, отталкивающиеся от действующего правового режима. Возможно несудоходное использование рек и привлечение для этой задачи сторонних инвесторов. Такими проектами могут быть:
- строительство плотин,
- ирригация,
- организация рыболовства и лесосплавов.
Отдельной категорией международного права являются международные каналы. Это искусственные морские пути, которые были построены для сокращения времени движения судов на дальних маршрутах. Самые известные каналы – Панамский, Суэцкий и Кильский. Для них действуют специальные международные режимы, так как их посещает большое количество судов ежедневно.
В каждом случае для управления каналом создаются специальные административные органы.
Таким образом, человечество использует все возможные пути для транспортировки товаров и установления экономических отношений. Для этого применяются естественные пути и строятся искусственные сооружения. Международные реки широко используются для перевозки больших партий товаров, например, сельскохозяйственных из одной страны в другую. Так же они являются местом формирования рабочих мест. Развитие правовых отношений между странами в данном направлении теперь направлено на сохранении безопасности природы, экологии, чистоты рек.