Международные каналы
Международные каналы – это специальные гидротехнические сооружения, с помощью которых соединяются океаны и моря.
Они используются для морского судоходства. Наиболее известными считаются Панамский, Кильский и Суэцкий каналы. Как правило, каналы проходят по территории определенных государств. Решение о прокладке канала принимается международным сообществом. Со своей стороны, государство соглашается не только изменить часть территории, но и наделить ее новым статусом, предоставить право на эксплуатацию своего водного пространства другими странами.
Государство, как собственник канала, должно обеспечивать свободное перемещение по нему иностранных судов. Экипажи кораблей, проходящих по каналу, обязуются выполнять требования, предъявляемые им государством, на территории которого расположен канал. Этот режим фиксируется в соответствующих договорах.
Среди международных соглашений, регулирующих судоходство по каналам, следует выделить:
- Конвенцию, обеспечивающую плавание по Суэцкому каналу.
- Договоры между США и Панамой 1901 и 1903 года, регулирующие движение судов по Панамскому каналу.
- Правовые акты Германии и ее соглашения с другими государствами относительно правил судоходства по Кильскому каналу.
В условия прохождения кораблей по каналу могут быть включены такие положения, как разрешение на прохождение только коммерческих судов, необходимость получения разрешения на прохождение по каналу. Также могут предъявляться требования к кораблям в части установления государственного флага и соблюдения правил судоходства.
Таким образом, международные каналы – это специальные сооружения, которые соединяют океаны и моря с целью уменьшения длительности прохождения морского пути коммерческими грузовыми судами.
Правовой режим международных каналов
Правовой режим международных каналов придерживается следующих принципов:
- Уважение к суверенитету собственника канала, то есть государства, по которому проходят суда.
- Запрет на вмешательство во внутренние дела государства, по территории которогопроходит канал.
- Свобода судоходства и исключение дискриминации.
- Обязательство соблюдать нормы международного права, национальных законов хозяина канала.
Прохождение судов по международным каналам отличается следующими характеристиками. Каналы открыты для всех невоенных судов, а также для военных кораблей любого государства. Управление каналом заранее получает информацию о названии судна и стране его принадлежности. Прохождение по каналу предусматривает уплату сборов. В большинстве случаев прохождение судов ограничивается тоннажем и размером. Государство, по чьей территории проходит канал, устанавливает правила прохождения по нему для всех участников судоходства. Если в мире идет война, то воющие государства не могут пользоваться каналом для высадки или приема военных, погрузки и разгрузки вооружения. Блокада канала также запрещена.
Правовой режим каналов регулируется национальным и международным законодательством. Например, прохождение по Суэцкому каналу регулируется конвенцией конца 19 века. Конвенция провозгласила свободное прохождение кораблей по каналу на все времена и для всех стран. Документ предусматривал, что канал будет открыт для всех стран, вне зависимости от их флага, военного или мирного времени. Он будет открыт даже для воюющих сторон.
Правительство Египта должно в соответствии с конвенцией принимать меры, которые необходимы для свободного прохождения кораблей.
В 1957 году был принят закон, который предусматривал управление, эксплуатацию, осуществление и содержание канала Администрацией Суэцкого канала. Администрация получила право на регулирование правил плавания, на разрешение или запрет на прохождение кораблей. Запрет может применяться в том случае, если судно покажется опасным для судоходства.
Панамский канал
Панамский канал – это специальный судоходный канал, который соединил между собой Тихий и Атлантический океаны. Он расположен в Панаме. Длина канала составляет более 80 километров. Его строительство стало одним из крупнейших проектов в мире. Однако данное сооружение решает множество задач в сфере судоходства и движения грузов. Через канал проходит много разных видов судов, в том числе, танкеры и контейнеровозы. Канал постоянно совершенствуется, теперь по нему могут проходить суда, которые превышают стандартные размеры.
Проведение судов через канал проводится специальной службой. Судно идет по каналу 9 часов. Самое быстрое прохождение составило 4 часа. Канал был впервые закрыт для судоходства лишь в 2010 год из-за погодных условий.
Договор о Панамском канале предусматривает создание вместо Администрации Компании Панамского канала, Комиссии канала. Деятельность Комиссии контролируется Советом. Он состоит из 9 членов. Договор о Панамском канале 1977 года носил ярко выраженный переходный характер. Поэтому в нем были отмечены явные противоречия. Договор о нейтралитет и эксплуатации Панамского канала признает, что это международный транзитный путь, который должен сохранять нейтральное отношение к любой стране вне зависимости от происходящих в мире событий и оставлять проход открытым для его кораблей.
В третьей статье этого договора содержатся положения, затрагивающие условия прохода судов. Администрация канала может предоставлять дополнительные услуги, за это предусмотрены дополнительные сборы. Военные и военно-вспомогательные суда всех государств могут проходить через канал в любое время. К данному Договору есть Протокол. Он подтвердил общий нейтралитет канала. Этот протокол был подписан СССР в 1988 году.