Сущность и содержание государственного протокола
Протокол – это совокупность условностей, традиций и правил, регламентирующих дипломатическую и государственную деятельность. Используемые применительно к практике конкретного государства, они представляют собой государственный протокол.
Государственный протокол определяется нормами, в него входящими. Многие из них тесно переплетены и прочно связаны с нормами официального этикета, представляющими собой общепринятые правила поведения официальных лиц государства как на публичных мероприятиях, так и в отношениях друг и с другом.
Части государственного протокола отводится уровень церемониалов. Церемониал представляет собой торжественный официальный акт, проводимый согласно строго установленному порядку, а также предполагающий строгую однозначность действий участников и отсутствие возможностей вариатизации их поведения. Иначе говоря, церемониал представляет собой строго регламентированную часть протокола. В качестве примеров церемониала можно привести:
- торжественную встречу глав других государств;
- поднятие государственного флага;
- прохождение почетного караула;
- вручение верительных грамот и пр.
Все эти действия и порядок их проведения определяются протоколом, а потому являются протокольными. Выполняться они должны в строгом соответствии нормативным требованиям.
Государственный протокол выполняет определенные функции. Основной из них считается установление правил взаимоотношений между государствами, а также регулирование их дипломатической деятельности. К числу прочих функций могут быть отнесены:
- организация межгосударственного общения на основе добрососедства;
- упорядочение внешних форм публичной деятельности государственных институтов.
Государственный протокол имеет крайне важное значение в международной деятельности государства. Его соблюдение помогает в демонстрации уважения к другим странам не в ущерб своему национальному достоинству, престижу и самобытности.
В системе международных отношений протокол содержит в себе два типа правил:
- унифицированные;
- специфические.
Первые принимают характер международно-признанных обычаев, а вторые включают в себя специфические правила официального протокола отдельных стран (это как раз и есть государственный протокол).
Государственный протокол характеризуется наличием определенных правил. Все они обусловлены исторически. Возникнув из постоянных повторений и отбора обычаев, традиций и образцов поведения, в наибольшей степени способствовавших атмосфере миролюбия в общении людей, они еще более актуализировались с формированием института государства и развитием международных отношений между странами. В основе их формирования лежат национальные традиции, народные обряды и ритуалы разных эпох. Сегодня правила государственного протокола развиваются и эволюционируют одновременно с развитием объектов их применения.
На сегодняшний день разработка модели национального протокола является одним из мощных и перспективных способов формирования привлекательного имиджа государств (в особенности – молодых) за рубежом, повышения их узнаваемости и самоидентификации в международном сообществе.
Государственный протокол России
Российская Федерация как одно из крупнейших государств мира имеет свой Государственный протокол. Действуя на территории всей страны, он регламентирует порядок взаимодействия органов государственной власти и организаций Российской Федерации с организациями других стран и органами власти других государств мира. Его строгое соблюдение считается одной из важнейших обязанностей вех органов государственной власти, должностных лиц и организаций, принимающих участие во встречах, переговорах и иных контактах с представителями других стран, будь то иностранные общественные или государственные организации, органы государственной власти или должностные лица. Государственным протоколом РФ не допускается никаких отступлений от установленных в международной протокольной практике требований.
Государственный протокол нашей страны претерпевал определенные изменения, обусловленные историей развития нашего государства. В период советской истории как таковой единый государственный протокол в СССР отсутствовал, а его функции были отдан на выполнение протокольному подразделению Министерства иностранных дел. В 1991 году одновременно с распадом Советского Союза в стране была создана Служба государственного протокола. В начале 1992 года она была преобразована в Службу протокола Администрации Президента, а три года спустя – в Управление протокола Президента РФ. В 2004 году в результате административной реформы произошло слияние двух структурных подразделений администрации; в результате под кураторством Руководителя протокола Президента РФ было создано протокольно-организационное управление. В 2008 году по указу Президента ему было возвращено предыдущее название, при этом ранее установленные функции и задачи за ним сохранялись.
Сегодня подразделения, специализирующиеся на протокольных вопросах, имеются не только в правительственном аппарате страны, но и в некоторых центральных органах федеральной власти и субъектах РФ. Помимо этого протокольные подразделения и/или соответствующие организационные структуры, которые занимаются вопросами протокола, создаются в крупных российских компаниях, работающих на внешних рынках.
На сегодняшний день вопросами государственного протокола в системе дипломатической службы РФ занимается Департамент государственного протокола (структурное подразделение МИДа России). Основными целями его создания считаются: обеспечение внешнеполитических мероприятий РФ нормами и средствами дипломатического протокола, обеспечение применения единой протокольной практики при приеме иностранных официальных представителей в РФ и визите руководителей государства в другие страны. Его ключевые задачи отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Задачи Департамента государственного протокола Российской Федерации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основу работы протокольных подразделений составляют протокольные правила.