Арктический совет и место неарктических стран ЕС в нем
Арктический совет – это важнейший межправительственный форум по вопросам Арктики.
Неарктические государства ЕС – это страны-члены Евросоюза, не имеющие прямого выхода в зону Арктики.
Арктический совет является ведущим межправительственным форумом, призванным содействовать развитию сотрудничества, координации и взаимодействия по общим арктическим вопросам. Как международная региональная структура он был создан в 1996 году. Ключевой целью его функционирования считается содействие сотрудничество в сфере обеспечения устойчивости развития приполярных районов и охраны окружающей среды.
Постоянными членами Арктического совета являются 5 арктических государств и 3 приарктических страны (рисунок 1).
Рисунок 1. Постоянные члены Арктического совета. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Постоянными участниками Арктического совета также являются организации, представляющие коренные народы Арктики. В составе совета функционирует шесть рабочих групп, каждая из которых отвечает за различные направления деятельности. Кроме того, в качестве наблюдателей в Арктическом совете наряду с неправительственными, межправительственными и межпарламентскими организациями присутствуют и неарктические страны.
Неарктическими странами Европейского Союза, включенными в состав Арктического совета, являются:
- Германия;
- Франция;
- Италия;
- Испания;
- Нидерланды;
- Польша.
Каждая из этих стран имеет свои интересы в арктической зоне (явные и потенциальные) и стремится их защищать и продвигать всеми доступными способами.
Неарктические государства, входящие в Евросоюз, в рамках Арктического совета реализуют свою арктическую политику. Рассмотрим ее более подробно.
Арктическая политика неарктических стран-членов ЕС в Арктическом Совете
Федеративная Республика Германия не имеет официально сформулированной арктической стратегии. При этом в Арктической зоне она преследует чисто экономические интересы. Поскольку Германия имеет третий по величине торговый флот в мире, особый интерес для нее представляют транспортные возможности региона. В частности, речь идет об освоении Северного морского пути. Кроме того, ФРГ обладает довольно большим технологическим потенциалом, который может быть реализован в Арктике. В рамках Арктического совета представители Германии выступают ха расширение прав государств-наблюдателей и их участие в принятии решений относительно тех проблем региона, которые потенциально могут быть решены при помощи стран-наблюдателей.
Более широки и разнообразны в арктической зоне интересы Франции. На постоянной основе эта страна ведет арктические научные исследования с использованием ледоколов и научно-исследовательских суден. Несколько исследовательских и научных центров на территории Франции целенаправленно занимаются изучением Арктики. Известная французская компания «Total» уже порядка четырех десятилетий ведет работы на крайнем севере, специализируясь на добыче нефти и газа в Арктике.
Учитывая тот факт, что Франция среди всех прочих стран Евросоюза единственная обладает ядерным оружием, ее руководство считает себя обязанным проводить активную политику по обеспечению безопасности в арктической зоне. На регулярной основе Франция принимает участие в учениях НАТО в Норвегии. На важность арктического направления в политике Франции указывает создание специальной должности посла по международным переговорам по Антарктике и Арктике.
В целом Францию не устраивает статус наблюдателя в Арктическом совете. Дабы иметь возможность участвовать в подготовке документов рабочих групп совета, она хочет повысить свое участие, став ассоциированным членом Арктического совета. Власти Франции рассматривают Арктику в качестве региона глобальных, а не национальных интересов, и выступают за расширение формата сотрудничества со странами, расположенными вне региона.
Несмотря на сое удаленное от Арктики географическое положение, свои интересы в регионе имеют Италия и Испания.
Получив место наблюдателя в Арктическом совете, Италия не получила реальных возможностей реализовывать свои политические амбиции в регионе. Тем не менее, ей удалось достичь довольно прочных позиций в научной и экономической сферах сотрудничества в Арктике. Свое место в Арктическом совете Италия видит в роли посредника между малыми арктическими государствами Европы (Дания, Финляндия, Швеция) и арктическими гигантами, такими как Россия, Канада и США.
Испания заинтересована в совместном освоении и разработке углеводородных месторождений Крайнего севера, а также ведении рыболовства в арктических морях. Кроме того, интересы Испании в Арктике затрагивают научно-исследовательскую и туристическую сферы. В рамках Арктического совета представители Испании активно участвуют в функционировании рабочих групп по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по сохранению флоры и фауны Арктики. Кроме того, Испания принимает активное участие в Программе арктического мониторинга и оценки.
Арктическая политика Нидерландов в рамках Арктического совета направлена на:
- изучение и исследование Арктики и Антарктиды;
- укрепление позиций страны на международной арене по вопросам сотрудничества в Арктической зоне;
- защиту окружающей среды;
- создание научных программ и обмен знаниями.
Богатый опыт глубоководного бурения и демонтажа газовых и нефтяных платформ, которым обладают Нидерланды, также может быть использован в Арктическом регионе.
Польша в рамках Арктического совета придерживается проведения миролюбивой арктической политики. Сводится она преимущественно к признанию юридических рамок, определяющих международное сотрудничество, активному участию в разработке арктической политике ЕС, а также развитию сотрудничества с региональными организациями и институтами. Несмотря на то, что в Арктической зоне функционируют польские нефтяные компании, доля их невелика. В виду этого ключевым элементом арктической стратегии Польши выступает оказание влияния на ЕС и активное сотрудничество с североевропейскими странами (Финляндией, Данией, Норвегией) в целях поиска взаимовыгодных форматов.