Сущность и специфика Европейского союза с точки зрения политики
Европейский союз – это политическое, экономическое и военное интернациональное содружество европейских стран, подписавших Маастрихтский договор.
С политической точки зрения Европейский союз как наднациональное образование имеет свою специфику. Проявляется она, прежде всего, в том, что Евросоюз есть ничто иное, как недемократический союз демократических государств. Объединяя демократические страны, ЕС принципиально не является образованием демократического типа. Более того, с развитием и усилением интеграции демократический дефицит европейской интеграции растет, приводя к росту недовольства избирателей. Основная трудность заключается в том, чтобы добиться демократизации процесса интеграции, сохраняя при этом ее успешную динамику. Проблема в том, что население европейских стран чересчур разнородно, разнородны политические режимы и культуры, характеры и уровни экономического развития стран-участниц Европейского союза.
У Европейского союза как политической структуры есть еще одна немаловажная особенность. Он куда более институционально структурирован, нежели любая другая международная организация. В то же время его нельзя рассматривать как государство, тем более, если речь идет о государстве классического вестфальского типа. В то же время имеются критерии, наличие которых позволяет соотносить Европейский союз с политической системой:
- у ЕС имеется сложившаяся и развитая система институтов;
- регулирующей и распределительной инстанцией выступают органы ЕС, а не его государства-участники, так как процесс интеграции в целом ряде областей предполагает делегирование компетенций с национального уровня на наднациональный;
- ЕС оказывает серьезное влияние на политическое и социально-экономическое развитие своих членов, а сфера его компетенции неустанно расширяется;
- между политическими и социально-экономическими процессами в ЕС и его институциональной системой имеются устойчивые обратные связи.
Есть лишь один критерий, отсутствие которого, казалось бы, указывает на недопустимость считать Европейский союз политической системой. Речь идет о том, что инструменты принуждения (в первую очередь, силовые органы) остаются на национальном уровне. Не зря же ЕС называют «гражданской силой». Однако, в последнее время большинство исследователей приходит к выводу, что государственный аппарат и силовое принуждение не являются безусловно необходимыми условиями наличия политическое системы. Поэтому ЕС рассматривают в качестве нового типа общественного устройства.
Политические основы функционирования Европейского союза
Европейский союз представляет собой уникальное образование, которое обладает такими элементами, как:
- межгосударственность;
- надгосударственность;
- многопартийность парламентской демократии.
Все внешнеполитические дела решаются странами-участницами ЕС совместно.
Согласно Маастрихскому договору о Европейском союзе, вступившему в силу в ноябре 1993 года, Европейский союз базируется на трех опорах, создание которых будет идти в следующем порядке:
- Европейские экономические сообщества.
- Общая внешняя политика и политика в сфере безопасности.
- Общая политика в сфере внутренних дел и правосудия.
Политические полномочия, предоставленные Союзу, подпадают под один из этих компонентов. Наиболее чувствительные районы объединяются, прежде всего, в рамках межправительственных опор.
В настоящее время в состав Европейского союза входит 27 стран-участниц. Расширение этой структуры считается крайне важным политическим вопросом, решение по которому требует обсуждения. Одним из ключевых считается вопрос о том, до каких размеров может быть расширен ЕС. Одни рассматривают Евросоюз как основной политический инструмент содействия развитию в то время как другие опасаются излишнего его расширения.
Часть стран находится за пределами некоторых частей ЕС. Так, например, Экономический и валютный союз включает в себя всего лишь 17 из 27 членов, а Шенгенское государство распространяется на 21 страну. Стоит, однако, отметить, что большинство остальных стран-участниц находится в процессе присоединения к этим блокам. Некоторые страны, не входящие в ЕС, принимают участие в ряде мероприятий союза, таких, например, как единый рынок или оборона, Шенген, Еврозона. Несмотря на то, что ряд стран, например, страны Европейской экономической зоны, обладают высокой степенью интеграции, они не имеют представительств органах власти ЕС.
Говоря о политических основах ЕС, стоит отметить институты, в рамках которого он функционирует. В частности, речь идет о Европейском совете, Европейской комиссии, Совете Европейского союза и Европейском парламенте. Из них первые два – органы исполнительной власти. Законодательную власть образуют Совет и Парламент.
В странах-участницах ЕС в соответствии с собственными правилами проводятся выборы. Избранные главы государств и правительств формируют Европейский совет. Из числа национальных министров формируется Совет Европейского союза. Пожалуй, единственным непосредственно избираемым институтом ЕС можно считать Европейский парламент. Выборы проводятся раз в пять лет на основе всеобщего избирательного права граждан ЕС с учетом национальных ограничение. Во всех парламентских округах используется пропорциональная избирательная система. Последние такие выборы прошли в 2019 году.
В рамках Европейского союза действуют европейские политические партии, иначе именуемые европартиями. В отличие от национальных партий они принимают участие в работе учреждений Европейского союза. Состоят они в основном из национальных партий, а также включают в себя отдельных членов, депутатов национальных или Европейского парламентов. Европейский союз непосредственно регулирует и финансирует деятельность европартий. Им предоставлено исключительное право агитировать во время выборов в Европейский парламент и создавать его фракции. Посредством координационных совещаний с аффилированными главами стран и правительств они могут оказывать влияние на процессы принятия решений в Европейском совете. Они также тесно сотрудничают и координируют свою деятельность с аффилированными членами Европейской комиссией.