Медиация
Медиаторство – это способ урегулирования конфликтов и споров.
Для разрешения конфликтной ситуации может привлекаться третья независимая сторона. Она обычно сохраняет нейтральный независимый статус, и не заинтересована в данном конфликте. С помощью медиатора вырабатывается определенное соглашение, которое наилучшим образом решает проблемы сторон. Важно, что при медиации все заинтересованные стороны могут:
- контролировать процесс,
- участвовать в урегулировании спора,
- формировать условия для его разрешения.
Привлекать посредников к разрешению спорных ситуаций стали еще в древнем мире. Так в Древней Греции использовались посредники еще за пять столетий до начала нашей эры. Традиционные культуры отводили посредникам достаточно значимое место, они почитались наравне с вождями и главными жрецами.
Современное представление о медиации стало формироваться в 20 веке. Особое внимание ей уделялось в странах, опирающихся на англо-саксонское право. Первые юридические дела, в которых использовался независимый посредник, затрагивали тему семейных отношений и бракоразводных процессов. Со временем медиация стала применяться в других делах. Она помогала разрешить конфликты и споры внутри стран и внутри небольших сообществ, а затем стала использоваться на международном уровне. Модельный закон о международных коммерческих примирительных процедурах содержит прямое упоминание медиации, как способа разрешения конфликтов.
Сегодня медиаторство применяется в экономике, в трудовой сфере, политической. Оно актуально при разрешении семейных споров, конфликтов в образовательной сфере, в вопросах охраны окружающей среды, при решении межобщинных и межкультурных проблем.
Принципы и виды медиации
Медиация стала целым научным направлением и отдельной дисциплиной. Она направлена на то, чтобы достигать целей в сложных переговорах или в ситуациях, когда конфликта сторон не избежать. Основными принципами медиации являются:
- нейтральная позиция по отношению к сторонам спора и к предмету спора,
- беспристрастность в принимаемых решениях,
- принятие позиции каждого участника,
- оказание поддержки каждой стороне.
Медиация может быть разной в зависимости от выполняемых задач. Например, решение проблем требует ориентации на интересы сторон, а не на их позиции. Если целью является преобразование ситуации, то обычно стороны выбирают медиатора, тот наблюдает за процессом, помогая участникам пройти трансформацию. Медиация может быть направлена на, чтобы подтолкнуть стороны к более глубокому пониманию друг друга. То есть третье лицо позволяет достичь более полного представления о позиции другой стороны. Если стороны способны сами прийти к примирению, но не могут дойти до этого самостоятельно, то они могут прибегнуть к помощи восстановительной медиации.
Развитие технологий способствует убыстрению и упрощению процессов переговоров. Для этого используются телекоммуникационные средства. Если стороны удалены друг от друга, то встреча может проводиться онлайн в присутствии медиатора. Такая медиация может быть полезна, особенно перед началом основного процесса переговоров. Этот подход более экономичный, но не менее практичный, чем классический.
Переводчик как медиатор конфликта культур
Общение между сторонами может происходить на разных уровнях. Если это международные официальные встречи или встречи между предпринимателями, то для получения результата могут привлекаться переводчики. Это специалисты, которые не только на высоком уровне владеют иностранным языком, но и обладают представлением о коммуникативном поведении представителей разных культур. Поэтому в своей работе они способны наиболее точно интерпретировать различные коммуникативные стратегии оппонентов, что повлияет на результат переговоров.
Перевод предполагает, что происходит взаимодействие между индивидами, принадлежащими разным культурам. Язык рассматривается, как единое, социально-культурное образование. Поэтому переводчики уделяют особое внимание конвенциональности при переводе текста с языка одной культуры на язык другой. За каждым переведенным словом стоят целые культурные формы и образы. Специалисты полагают, что переговоры между представителями разных культур могут быть успешными лишь в том случае, если обе стороны понимают, что между ними есть различия.
Переводчик по сути является медиатором в переговорах. То есть он должен не только максимально точно передавать мысль выступающего человека, но и своевременно улавливать интонации, позы, настоящий смысл передаваемого сообщения. В этом случае переводчик сможет своевременно отреагировать и максимально точно донести идею, озвучиваемую оппонентом. Он получает возможность влиять на ход переговоров, поэтому переводчики зачастую остаются нейтральными к тому, что переводят.
Качественное выполнение работы каждый раз ставит переводчика перед двойственной задачей. С одной стороны, ему важно наиболее точно и верно передать смысл послания, при этом учесть культурный аспект. Так снимается недопонимание и снижается вероятность возникновения конфликтных ситуаций и разногласий.
Межкультурная и межязыковая вариативность дает возможность выбирать окраску перевода. Существует понятие переводческого пространства. Оно заключается в том, что между сторонами общения и переводчиком формируется своеобразное переводческое мировоззрение, которое влияет на исход переговоров. Прием поле перевода зависит от того, как настроен говорящий, слушающий и переводчик.
Независимость и беспристрастность переводчика заключается в том, что он не является специалистом в области обсуждаемых тем. При этом он оказывает поддержку всем заинтересованным лицам. Нейтральность к спору со стороны переводчика сохраняется.
Таким образом, ведение переговоров на международном уровне с помощью переводчика является своеобразным способом медиации, когда незаинтересованная в результате конфликта сторона выступает посредником в общении.