Международные экономические отношения
Международные экономические отношения – это отношения, которые складываются между субъектами разных стран в сфере хозяйственного взаимодействия.
Участниками международных экономических отношений выступают региональные группировки, транснациональные компании, отдельные предприниматели, международные организации, государства. Каждый субъект международных отношений преследует свои цели и интересы на международном уровне. Чаще всего, отношения возникают в части движения товарно-материальных ценностей и валютно-финансовых расчетов.
Экономические процессы в мире характеризуются глобализацией и регионализацией. Страны стремятся интегрироваться в международное пространство и занять уверенную позицию, которая позволит им достигать целей и задач в соответствии со своими стратегическими планами. Международные экономические отношения складываются не одно столетие. Долгое время страны торговали друг с другом товарными излишками.
Сегодня страны ориентируются на производство тех благ, создание которых обойдется дешевле, чем стоимость продажи на международном рынке. Если же стоимость производства дороже, то выгоднее импортировать товары и услуги. Однако, сегодня развиваются такие отрасли экономики, которые мало зависят от местоположения. Это отрасли знания и сфера услуг, опирающиеся на потенциал человеческого интеллекта.
Координация международных экономических отношений осуществляется уполномоченными организациями, договорами и соглашениями, определяющими правила и нормы отношений. Среди форм международных экономических отношений выделяют специализацию производства, научно-технических работ, осуществление обмена данными, кооперацию производства, международную торговлю, движение ресурсов и капитала, деятельность международных экономических организаций.
Таким образом, международные экономические отношения – это хозяйственные связи, устанавливаемые между странами с целью эффективной организации товарно-денежных отношений.
Место Испании в международных экономических отношениях
Испания является страной, полностью интегрированной в ЕС. Она обладает развитой экономикой, поэтому особое внимание уделяет расширению внешних рынков. То есть цель испанской экономики заключается в интернационализации и углублении внешнеэкономической деятельности. Современная экономическая ситуация характеризуется высокой степенью конкуренции. Кроме того, производство все более усложняется, что заставляет страны искать пути кооперации и партнерства для распределения расходов. При этом они стремятся сохранить суверенитет и реализовать собственные интересы.
Геополитические интересы страны связаны с экономическим влиянием и сотрудничеством. Даже в период отсутствия политического диалога потребность в сохранении торговых связей сохраняется. Сегодня мировой рынок является единым организмом. Отказ одного из элементов системы прямо или опосредованно влияет на все остальных его участников.
Стратегия развития внешнеэкономической деятельности Испании реализовалась через следующие этапы:
- географическая диверсификация,
- экспортные операции,
- привлечение иностранных инвестиций.
Есть предположение, что успех в международных экономических отношениях Испании во многом зависит от работы экономической дипломатии. Важную роль играет доработка законодательства страны, составление и анализ ежегодных аналитических и статистических отчетов. Страна стремится поддерживать стабильные экономические отношения через интернационализацию национальной экономики. Она направлена на рост экспорта, привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие туристического бизнеса. В результате создается стабильность, в условиях которой можно обеспечить экономический рост и снижение безработицы.
Особенностью экономики Испании является достаточно большой государственный сектор. Его начало идет еще с 1941 года, когда было принято решение вкладывать государственные средства в те отрасли, куда частный бизнес шел неохотно. В результате государство получило полный контроль над транспортом, электроэнергетикой, металлургией, нефтепереработкой, то есть над всеми отраслями, приносящими существенный доход в страну. Приватизация снизила долю государственного сектора.
Начиная с 90-х годов часть испанских компаний получила статус многонациональных. Они расширяют свою деятельность в странах, близких по культурной составляющей, например, в Латинской Америке. Компании работают в сфере возобновляемых источников энергии, в области технологий, машиностроения, нефтяной отрасли.
Более 150 тысяч компаний работают на внешний рынок. Больше всего средств в бюджет приносит строительство инфраструктуры и жилья, туризм. Испанская экономика ориентирована на страны ЕС, Латинскую Америку и США. Особое внимание уделяется развитию отношений с общим рынком стран Южной Америки. Продажи Испании ориентированы на Великобританию, Францию, Польшу и Германию. Наиболее удачным направлением считается Португалия. Взаимодействие осуществляется в сфере энергетики, железнодорожного сообщения, банковских услуг.
Испания инвестирует средства в Латинскую Америку. Этот процесс является закономерным, в силу исторических и культурных причин. Между ними существуют торговые связи, складывавшиеся на протяжении столетий. Испания вкладывает средства в инфраструктуру Латинской Америки, банковское дело и в телекоммуникации. Испанские банки контролируют около половины средств банков, а также пенсионных систем стран Латинской Америки.