Общая характеристика постсоветского пространства
Постсоветское пространство – это республики бывшего Советского Союза, страны Прибалтики и СНГ.
Иначе постсоветское пространство принято называть ближним зарубежьем. В него входят такие страны, как Россия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Молдавия, Эстония, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и др. В общем виде постсоветское пространстве представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Ближнее зарубежье. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, постсоветское пространство представлено независимыми государствами, вышедшими из состава СССР в 1991 году в результате его распада. Сегодня это суверенные страны, имеющие собственное право территориальной целостности.
Политические процессы на постсоветском пространстве
После распада в 1991 году советского союза вновь образованные на его территории государства столкнулись со множеством проблем. Одной из них стала проблема самодентификации, имевшая как внутренний, так и внешний характер. Многие страны в качестве внешнеполитической стратегии избрали свое промежуточное географическое положение по отношению к более крупным игрокам на мировой арене. Крупнейшим игроком на постсоветском пространстве стала, конечно же, Россия.
Распад Советского Союза как сверхдержавы привел к необходимости поиска нового формата статусного положения на мировой арене как России, так и других бывших союзных республик, в одночасье превратившихся в независимые государства. Вместе с независимостью страны постсоветского пространства лицом к лицу столкнулись с проблемой государственного строительства. Практически для всех государств постсоветского пространства общим стал перманентный политический кризис, проявляющийся в различных формах. Наиболее опасной из них стала подмена зарождающихся демократических режимов охлократическими, автократическими, клановыми режимами.
Спустя годы практические все страны постсоветского пространства начали проводить так называемую «многовекторную» внешнюю политику, в результате чего некоторые из них последовательно дистанцировались от Российской Федерации. Часть государств ближнего зарубежья сделала выбор в пользу европейского вектора развития, что, однако, не принесло им много преференций. Высокий уровень жизни и эффективность европейской модели развития действительно привлекают как значительную часть элит постсоветских стран, так и широкие слои населения.
Одной из ключевых проблем постсоветского пространства выступает высокая конфликтогенность региона, характеризующегося целым рядом неурегулированных, нередко вооруженных, конфликтов:
- Абхазия;
- Южная Осетия;
- Приднестровье;
- Нагорный Карабах;
- Луганская и Донецкая Народные Республики.
Первопричины этих конфликтов заложены в самой истории формирования административно-территориального деления СССР.
После распада Советского Союза в рамках постсоветского пространства зародилась тенденция формирования новой национальной идентичности на откровенно антироссийской основе. Активный интерес к странам бывшего Союза проявила и Европа, запустив программу «Восточного партнерства» для европейских и закавказских стран постсоветского пространства.
Социально-экономические процессы на постсоветском пространстве
После распада СССР начался долгий и трудный путь преобразований. Затрагивали они не только политическую, но и социально-экономическую сферу. Спектр проводимых к экономике преобразований был чрезвычайно широк. В рамках постсоветского пространства стали формироваться различные модели хозяйственного развития, начиная от «рыночного социализма» и заканчивая сопровождаемыми «шоковой терапией» рыночными отношениями.
Важным направлением трансформации социально-экономических процессов на постсоветском пространстве стало развитие торгово-экономических отношений между бывшими республиками Советского Союза, многие из которых, особенно в первые годы после развала СССР, были зависимы друг от друга.
Практическим воплощением развития социально-экономических процессов на постсоветском пространстве стала экономическая интеграция стран ближнего зарубежья.
Интеграция на постсоветском пространстве
Практически сразу после распада Советского Союза в рамках постсоветского пространства стали возникать международные организации и содружества. Большая часть стран стали выстраивать новую конфигурацию своих отношений, на основе своих политических и экономических интересов, интегрируясь и объединяясь в различные союзы и организации.
Само развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве происходило поэтапно и неравномерно. В период 1991-1994 гг. велись переговоры в тени советского прошлого. Их результатом стало временное сохранение рублевой зоны и создание уставных документов СНГ. В последующие годы вплоть до 2000 гг. переговоры между странами стали проводиться в более узких форматах. Наблюдался отказ от идеи полной интеграции стран СНГ. После 2000 года и по настоящее время прослеживаются попытки переходы стран к реальной функциональной интеграции и общее повышение роли России в регионе.
К настоящему времени интеграция в рамках постсоветского пространства осуществляется на трех скоростях. В соответствии с этим выделяется три варианта интеграции:
- Содружество Независимых Государств (СНГ);
- ЕврАзЭС;
- Таможенный союз и Союзное государство России и Белоруссии.
Наиболее «низкой» скоростью интеграции отличается СНГ, являющийся международной организацией политико-консультативного типа с определёнными политическими обязательствами в рамках Договора о коллективной безопасности. На второй скорости обеспечивается экономическая интеграция более узкой группы стран в рамках ЕврАзЭС – России, Беларуси, Украины, Таджикистана, Киргизии т Казахстана. Своей максимальной степени интеграция на постсоветском пространстве достигает в рамках Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь) и Союзного государства Беларуси и России.