Международное правовое регулирование
Международное правовое регулирование – это влияние государств на отношения с другими странами с помощью положений международного права.
Это вид социального управления, которое применяется в общественных системах. В современном мире, где многие процессы переплетаются и сближают стран друг с другом особое внимание стало уделяться международно-правовым нормам. Они призваны защищать права сторон и обеспечивать гарантии выполнения требований в соответствии с договорными отношениями.
Отношения государств подвержены влиянию не только положениям международного права. В данном случае могут использоваться и другие нормативные явления, например, национальные законы, соглашения и договоры. Требуется регулирование правоотношений на международном уровне, поэтому регулирование тоже относится к подразделению механизма правового функционирования.
Международное правовое регулирование включает в себя две системы:
- Регулируемую.
- Регулирующую.
Регулируемая затрагивает вопросы межгосударственных отношений. Регулирующая включает в себя средства международно-правового воздействия. Международные отношения действуют на принципе саморегуляции, то есть они подчинены социальным законам, действующим стихийно. Главным элементом управляющей международной системы являются политические отношения. Политическое регулирование в качестве правового считается нормативным видом, обеспечивающим фактические отношения.
Механизм международно-правового регулирования представляет собой совокупность средств и методов влияния на межгосударственные отношения. Он выражает взаимосвязь прав и обязанностей, носителями которых являются субъекты. То есть субъекты находятся в юридических отношениях друг другом.
Международные железнодорожные перевозки
Международные железнодорожные перевозки представляют собой перевозки грузов и пассажиров между несколькими странами. Данный тип транспортировки регламентируется специальной международной конвенцией. Если международного правового регулирования нет, то страны заключают между собой соглашения национально-правового характера.
Договоры между сторонами должны содержать в себе положения о следовании до пограничных станций, а также данные о пересечении границ с учетом законодательства иностранных государств.
Если действия перевозчиков попадают под влияние железнодорожной конвенции, то необходимо применять именно его. Если же возникают вопросы, которые не были урегулированы конвенцией, то возникает потребность в коллизионных нормах. То есть требуется выбрать национальное законодательство одной из стран-участниц отношений, в соответствии с которым будет приниматься решение о результате спора. Коллизионные привязки предполагают автономию воли при выборе юрисдикции или применимого права.
Международные железнодорожные перевозки могут быть следующих видов:
- прямые,
- непрямые,
- соседские,
- транзитные,
- сквозные,
- перегрузочные и бесперегрузочные,
- переотправка.
Железнодорожные перевозки таковы, что многосторонние международные соглашения для них актуальны в масштабах региона. Например, в Европе действуют Бернские конвенции, принятые еще в 1890 и в 1923 годах. Чтобы поддержать эти конвенции в 1914 году был подписана конвенция о международной торговле. Это своеобразный свод правил, применяемых для европейских железных дорог.
Особенности правового регулирования международных железнодорожных перевозок грузов и пассажиров
Бернские конвенции несколько раз пересматривались. Например, в 1966 году были приняты дополнительные соглашения. В 1980 году была созвана специальная конференция, которая завершилась тем, что был принят КОТИФ. Это соглашение о международных железнодорожных перевозках. Оно объединило в себе данные двух Бернских конвенций, адаптированных под реалии того времени. В рамках данного соглашения была создана организация международного железнодорожного транспорта.
Целью соглашения стало создание единой правовой системы. Она стала регулировать перевозку багажа, пассажиров, грузов в международном сообщении. Также эти требования могут использоваться для смешанных перевозок с использованием других видов транспорта. Отличительной особенностью соглашения является тот факт, что его положения носят диспозитивный характер, то есть существует возможность изменять условия перевозок. Это можно сделать с помощью заключения двустороннего соглашения с учетом национального законодательства. Соглашение содержит данные о специальных коллизионных привязках, которые позволяют быстрее и проще разрешать имеющиеся споры.
Стоит отметить, что КОТИФ предусматривает автономность сторон. То есть национальное право может быть применено как одной, так и другой стороной, при этом допускается обратная отсылка, либо отсылка в праву третьих стран.
КОТИФ имеет приложение, которое называется Единые правила договоров. Они распространяются на использование инфраструктуры железных дорог. Инфраструктура в данном случае определяется как совокупность путей и специальных устройств, позволяющих обеспечивать безопасность движения. Стоит отметить, что КОТИФ применяется не только на территории Европы, но и в государствах Азии и Африки.
РФ является участницей множества многосторонних соглашений, особенно регионального уровня. Коллизионные привязки в сфере международных перевозок затрагивают разные сферы от особенностей организации отправления до правовых аспектов дороги, к которой предъявляются требования.