ОБСЕ: структура и направления деятельности
ОБСЕ – это Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
ОБСЕ представляет собой крупнейшее в мире межгосударственное региональное политическое объединение, занимающееся вопросами безопасности. В него входит порядка 57 государств, еще 11 странам присвоен статус «партнёров по сотрудничеству». Всем государствам-членам ОБСЕ присвоен равный статус. Все решения в организации принимаются на основе правила консенсуса. Это означает, что решение может быть принято лишь в том случае, если отсутствуют возражения со стороны хотя бы одной станы-члена Организации.
Основными направлениями деятельности ОБСЕ являются:
- раннее предупреждение и предотвращение конфликтов;
- мирное урегулирование споров;
- регулирование кризисов;
- обеспечение постконфликтного восстановления («миротворчество»);
- интенсификация субрегионального сотрудничества;
- ведение борьбы с коррупцией и пр.
Свою деятельность Организация ведет на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности. Она состоит из трех векторов, иначе называемых «корзинами». В частности, речь идет о военно-политическом, экономико-экологическом и гуманитарном измерениях. В каждом из измерений имеются свои проблемы.
Одним из наиболее результативных и эффективных направлений деятельности ОБСЕ считается деятельность организации в военно-политическом измерении. Деятельность Организации в экономической и экологическое сферах отличается слабо развитой нормативной базой.
Ключевые международно-правовые проблемы деятельности ОБСЕ
На сегодняшний день перед ОБСЕ стоит множество проблем. Основными из них считаются:
- отсутствие условий, необходимых для построения эффективного сообщества безопасности (в зоне присутствия нет гомогенности, отсутствуют общие ценности и взаимная эмпатия участников, имеется нехватка многосторонних интенсивных контактов);
- отставание ОБСЕ от ЕС и НАТО в части военного и экономического содействия вопросам безопасности;
- потребность в активизации деятельности ОБСЕ в области экологической безопасности;
- общая недееспособность Организации как системы коллективной безопасности.
Кроме того, речь уже неоднократно заходила о необходимости развёртывания дополнительных направлений деятельности ОБСЕ, таких, например, как криминогенное или нравственное.
Решать все эти проблемы Организация может лишь посредством своей практической деятельности. Последняя, в свою очередь, опосредована наличием множества международно-правовых проблем, решить которые не так то просто. В настоящее время ведется немало дискуссий по этому поводу.
Важно помнить, что все решения, принимаемые ОБСЕ, имеют политически обязывающий характер, а не юридический, а значит, выполнять их или нет, каждое государство решает самостоятельно. Это, безусловно, создает свои проблемы.
В целом справедливо говорить о том, что в рамках реализации своей деятельности ОБСЕ сталкивается со множеством повседневных практических трудностей правового характера. Некоторые примеры таких трудностей и проблем представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Примеры проблем правового характера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Большая часть практических трудностей правового характера, с которыми сталкивается ОБСЕ в своей деятельности, вызвана тем фактом, что у Организации отсутствует международно признанная правосубъектность, и соответствующие ей привилегии и иммунитеты. Рассмотрим вопрос проблематики международной правосубъектности ОБСЕ более подробно.
Проблема международной правосубъектности ОБСЕ
Одной из основных международно-правовых проблем деятельности ОБСЕ является проблема международной правосубъектности Организации. Примечательно, что проблема эта носит преимущественно политический, а не правовой характер.
В основе наделения ОБСЕ правосубъектным статусом лежит ее превращение в полноценную международную организацию, деятельности и решениям которой должен будет отводиться обязательный юридический и политический характер. Особую актуальность правосубъектность ОБСЕ приобретает в контексте проблем европейской безопасности.
Перспективы наделения ОБСЕ юридическим статусом полноценного субъекта системы международного права зависят от множества условий, первоочередная роль среди которых отводится политическому состоянию межгосударственных отношений и «уровню доверия» на всем пространстве ОБСЕ. Поиску взаимоприемлемого варианты выхода ОБСЕ на правовой статус препятствуют следующие факторы:
- сохраняющиеся до сих пор фобии времен холодной войны;
- асимметричность правовых систем евросоюзной зоны континента и «русского Востока» Европы.
Процессы поэтапной политико-юридической трансформации ОБСЕ в правосубъектную международную организацию могли бы иметь реальные перспективы в том случае, если бы ОБСЕ удалось достичь консенсуса по вопросам принципиального изменения статуса Организации. Превращение ОБСЕ в полноценный правосубъектный орган возможно за счет планомерной трансформации политических обязательств в международно-правовые. При этом параллельно должны быть созданы уставные юридические документы и соответствующая административно-правовая структура.
Приобретение нового правосубъектного статуса для ОБСЕ является вопросом повышения эффективности функционирования Организации и укрепления ее роли в мировом пространстве. При этом важно добиться правосубъектности без понесения репутационных издержек для сотрудничества в сфере гуманитарного, экономического и политического измерений.
Способствовать превращению ОБСЕ в правосубъектную организацию может как можно более быстрое принятие ее устава. Несмотря на то, что в проекте Устава предусмотрена возможность вынесения органами принятия решения ОБСЕ решений и принятия документов, несущих политически обязывающий характер, уже один лишь факт его наличия был бы способен сблизить статус ОБСЕ и обычными международными организациями. На это указывают такие признаки международной организации, как ратификация Устава странами-участниками ОБСЕ и его регистрация в соответствии со 102 статьей Устава ООН.