Основные сферы взаимодействия России и ЕС
ЕС и Россия признают друг друга ключевыми партнерами, что является естественным, учитывая давнюю историю взаимодействия. Отношения России и Евросоюза берут начало в 1987 году, когда был заключено Соглашение о торговле и сотрудничестве между СССР и ЕС. Соседство ЕС и России характеризуется наличием сложных и противоречивых отношений, причем как в целом, так и в региональном масштабе.
В качестве основных сфер, в которых протекает сотрудничество России и ЕС, на официальном уровне выделены:
- политические отношения
- торгово-экономические
- энергетика и экология;
- права человека и его свободы;
- образование;
- развитие науки и технологий;
- сотрудничество в области финансов.
Важное место отводится проблеме защите прав человека. Евросоюз представляет собой объединение демократических стран, которые пропагандируют соответствующие правовые ценности. В ЕС сложилась достаточно эффективная система защиты прав человека. Как член ООН, ОБСЕ, Совета Европы Россия разделяет и обеспечивает на своей территории верховенство права и закона, а общечеловеческие ценности, права и свободы человека, являются для нее основанием, на которой выстраивается ее внутренняя политика.
Важнейшей сферой взаимодействия являются энергетические отношения. Сейчас их все чаще характеризуют как сферу взаимной зависимости. Европа выступает как один из основных рынков сбыта для российских энергоносителей, однако Европа и сама нуждается в российском газе, электроэнергии и нефти для своего успешного промышленного развития. Осознавая это, стороны часто пытаются использовать данный аспект в политических интригах.
Научно-техническое сотрудничество России и ЕС особенно тесно наблюдалось в области космического и авиационного строительства. В 2013 году было заключено соглашением между Роскосмосом и Европейским космическим агентством об исследовании Марса, Юпитера и Луны. Однако на данный момент данное соглашение реализуется не в полной мере. Стоит отметить, что ухудшение политических отношений между ЕС и Россией сказалось и на научных проектах.
Особенности торгово-экономического сотрудничества
Развитие торгово-экономических отношений между Россией и ЕС осуществляется в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенном в 1997 году. Рост активного экономического сотрудничества был зафиксирован после вступления России в ВТО в 2012 году, однако, по оценке европейской стороны, все положительные достижения были нивелированы «последствиями новых российских требований по локализации производства продукции, политикой импортозамещения, а также ухудшением экономической ситуации в России, в том числе вызванной обострением политической ситуации».
Россия представляет для ЕС крупнейший рынок сбыта. Чуть меньше половины товаров на российском рынке являются товарами Евросоюза. На протяжении долгих лет данный показатель только увеличивался. Ключевыми торговыми партнерами для России являются Германия, Италия, Нидерланды, Франция, Великобритания, Финляндия, Польша. Продукты питания являются важнейшей статьей экспорта и импорта в российско-европейских торговых отношениях. Однако в доле российского экспорта преобладают энергоресурсы. Из-за введенных санкций в отношении России общий объем импорта товаров в Россию в 2019 году остался на том же уровне, что в 2018 году.
Важнейшей областью сотрудничества России и ЕС является инвестиционная деятельность. После введения санкций общий объем накопленных инвестиций ЕС в России начал падать. В 2014 году данный показатель составлял 73%, а в 2018 уже 64,7%. Однако стоит отметить, что несмотря на сокращение европейских инвестиций в России, общее количество прямых иностранных инвестиций в России за последние два года значительно увеличилось (наблюдается положительная динамика).
Ограничительные меры ЕС в отношении России после 2014 года
При всей значимости политических отношений специалисты отмечают их недостаточную развитость. Одна из причин этого – недостаток доверия между партнерами. Отдельные государства ЕС и вовсе рассматривают Россию как угрозу для себя и всей Европы в целом. Представители ЕС внимательно отслеживают ситуацию в России, осуществляют мониторинг политической жизни в стране. После присоединения Крыма в 2014 году взаимодействие ЕС и России во многих сферах было заморожено, а против России были введены разные санкции в попытке таким образом заставить Россию пересмотреть свои действия. С самого начала была понятна неэффективность подобных действий.
Введенные ЕС меры в отношении России с марта 2014 года можно разделить на следующие виды:
- дипломатические;
- ограничения в отношении отдельных лиц;
- ограничительные меры в отношении Крыма и Севастополя;
- экономические санкции;
- ограничение экономического сотрудничества.
Примером дипломатических мер является отмена в 2014 году саммита ЕС – Россия. Кроме того, лидеры стран ЕС приняли решение не проводить регулярных встреч в двустороннем формате с Россией на высшем уровне. Были заморожены переговоры России и ЕС о новом визовом режиме. Россия была исключена из формата G8. Был остановлен процесс переговоров по поводу вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также в Международное энергетическое агентство.
В отношении 177 физических лиц и 44 юридических лиц ЕС ввело ограничительные санкции, которые касались замораживания их активов и запрет на поездки в Европу. Для Крыма и Севастополя был введен запрет на импорт их товаров, ограничена торговля и инвестиции, ограничен экспорт товаров. Кроме того, был наложен запрет на туристические услуги Крыма.
В области экономики были введены ограничительные меры, касающиеся торговли оружием и доступа к технологиям, носящим стратегический характер. ЕС также заморозил финансирование различных экономических проектов и операций, что привело к их закрытию.