Налоговая гармонизация
Налоговая гармонизация – это унификация и систематизация налоговых сборов и налоговых систем стран, входящих в региональные интеграционные группировки.
Она проводится в странах, имеющих общие таможенные правила, то есть находящихся в таможенном союзе. Таможенный союз – это соглашение между двумя и более странами о том, что между ними перестанут работать таможенные правила. Это своеобразная форма протекционизма, защищающая национальные экономики договорившихся стран от внешних конкурентов. Гармонизация налогов является тем самым инструментом, которые помогает создать таможенный союз, ввести единую таможенную политику.
Гармонизацию впервые стали проводить еще в конце 19 века. Сегодня для мирового хозяйства характерна глобализация и интеграционные процессы, что выражается в следующих изменениях:
- Унификация структур налогообложения.
- Унификация принципов налогообложения.
- Ведение общих направлений налоговых реформ.
- Согласование налоговой политики разных государств.
Европейский Союз использует гармонизацию налогов для оптимизации финансовых расчетов между его членами. Изначально гармонизация распространялась на косвенные налоги, затем стала применяться и для прямых. Например, налог на добавленную стоимость уплачивается на каждом этапе производства и продажи. Так же существует гармонизация акцизов в отношении табака, спиртных напитков, бензина, вина и пива.
Создание единого экономического пространства необходимо для того, чтобы создать благоприятные условия для развития торговли и хозяйственных отношений. Здесь возникает множество вопросов и задач, среди которых сохранение государственного суверенитета. Он распространяется не только на сферу безопасности, но и на сферу политических, экономических и социальных отношений.
Особенности и направления налоговой гармонизации
Фискальный суверенитет и его развитие является приоритетным направлением в решении проблемы интеграции соседних стран. Его сохранение достигается за счет следующих инструментов:
- Универсализация понятия «налогоплательщик».
- Ослабление связи налогообложения и географического положения налогоплательщика.
- Регулирование двойного налогообложения с помощью двусторонних договоров.
- Рост потребности в информационном обмене между странами с целью снижения случаев уклонения от налогов.
- Применение национального размера налогообложения, что открывает крупным международным компаниям доступ к более выгодным системам налогообложения.
- Межгосударственная налоговая конкуренция.
Бывают и такие ситуации, когда государство не может полностью самостоятельно определить все аспекты налоговой политики, поэтому для достижения налогового суверенитета оно может быть заинтересовано в объединении с другими странами. Сегодня сложилась ситуация, когда далеко не все страны могут формировать емкий внутренний рынок, поэтому они стремятся установить отношения с соседями, при этом сохранить свою целостность и независимость.
Гармонизации подвергается формальные юридические элементы состава налога, налоговое администрирование, в результате чего происходит унификация состава налогов и сборов, взимаемых в государствах, фискальных процедур.
Неэффективное распределение общественных благ может быть следствием налоговой конкуренции. Это становится более опасным в современном мире, когда ресурсы становятся мобильными. В результате они концентрируются в определенных регионах, а другие остаются в дефиците. Обострение налоговой конкуренции стало проблемой мирового масштаба. Национальные экономики предпринимают шаги по защите собственного капитала и других важных экономических ресурсов.
Налоговая гармонизация в странах ЕС
В странах ЕС сложилась ситуация, при которой налоги очень сильно различаются. Например, в Германии налог на прибыль составляет около 40 %, а в Болгарии всего 10 %. Налог на доходы физических лиц самый высокий в Швеции и Нидерландах, а самые низкие ставки в Словакии и Румынии. В целом налоги выше в странах с высоким ВВП.
Опыт ЕС в сфере гармонизации налогов показал, что эта процедура не решает следующих вопросов:
- Выравнивание показателей экономического развития в отстающих странах, входящих в интеграционные объединения.
- Гармонизация обычно заканчивается на том, что снимаются вопросы двойного налогообложения.
- Корпорации и другие крупные компании предпочитают выводить свой капитал в юрисдикции с более низкими налоговыми ставками.
Наиболее эффективным показало себя налоговое сотрудничество в сфере администрирования. Оно строится на взаимном обмене информацией, проведении совместный мероприятий по устранению барьеров для свободной конкуренции, создании специальных групп в целях контроля уплаты налогов и предотвращения уклонения от налогообложения. Административное налоговое сотрудничество в ЕС представлено программой ФИСКАЛИС. В Союзе внедрена разработка электронных форм для того, чтобы унифицировать обмен информацией.
Опыт ЕС показал, что в современных условиях наиболее эффективным является унификация элементов косвенных налогов, которые взимаются в процессе внешнеэкономической деятельности. Так же высокие результаты показала унификация администрирования косвенных налогов, стандартизация информационного обмена. В результате показатели по налоговым преступлениям и мошенничеству снизились.
Гармонизации способствует всеобщая цифровизация, позволяющая достигать поставленных задач в сфере налогообложения. Перспективным направлением становится унификация прямых налогов для бизнеса и домохозяйств. На данном этапе реализовать подобные изменения достаточно непросто.