Сущность «мягкой силы» как инструмента внешней политики Германии
«Мягкая сила» - это один из важнейших ресурсов внешней политики государства, отражающий его способность получать желаемые результаты в отношениях с другими акторами международных отношений на основе привлекательности собственной культуры, ценностей и внешней политики, а не вложения финансовых ресурсов или принуждения.
Автором концепции «мягкой силы» считается Дж. Най. Ее составляющие отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Составляющие «мягкой силы». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сегодня многие страны мира используют ее как один из базовых инструментов внешней политики. Не является исключением и Германия.
В последние годы одним из государств, активно наращивающих ресурсы «мягкой силы», стара Германия. За счет реализации стратегии несиловых действий ФРГ удалось восстановить не только свое положение на мировой арене после Второй мировой войны, но и укрепить немецкую экономику. После объединения Германия превратилась в крупную европейскую державу, испытывающую нехватку ресурсов «жесткой силы». В подобного рода условиях страна начала наращивать ресурсы и инструменты «мягкой силы» для решения своих внешне- и внутриполитических задач. Благодаря этому Германии удалось стать признанным «локомотивом» европейской интеграции, к чьему мнению прислушиваются при возникновении кризисных явлений не только на пространстве Европы, но и в рамках многосторонних международных структур.
Сегодня «мягкая сила» играет весьма значимую роль в системе внешнеполитических приоритетов Германии. При этом присутствует она во внешней политике ФРГ в неявном виде. В виду исторического прошлого Германии политическая элита страны весьма осторожно подходит к вопросам выбора внешнеполитических стратегий, содержащих в себе спорные положения. Далеко не все немецкие и другие зарубежные политологи воспринимают концепцию «мягкой силы» исключительно с положительной стороны. Некоторые в ней видят идеологему и инструмент манипулирования. Несмотря на это «мягкая сила» определенно стала выбором политической элиты Германии. Сегодня она в основе своей опирается морально-этические аспекты политической жизни и ресурсы, используемые ФРГ с момента ее послевоенного переустройства.
Продвигая свои внешнеполитические идеалы, политические ценности и культуру, Германия фактически предлагает другим странами выстраивать такое же социально-политическое устройство, как и в ФРГ. В том случае, если государство принимает немецкую модель развития, Германия признает его равноправным и развитым.
Задачи и инструменты «мягкой силы» во внешней политике Германии
Реализация концепции «мягкой силы» во внешней политике современной Германии призвана решать множество различных задач. Большинство из них рассчитано на долгосрочную перспективу. К числу наиболее значимых долгосрочных задач политики «мягкой силы» Германии относятся:
- продвижение немецкой экономики, улучшение ее имиджа и рост ее политического влияния в мире;
- предотвращение негативного социально-политического развития в других странах, провоцирующего рост миграции и стагнацию экономики.
Реализации выше перечисленных задач призваны способствовать задачи, рассчитанные на краткосрочную перспективу, связанные с изменением международно-правового статуса Германии, сохранением лидирующего положения в Европейской интеграции.
Ключевыми инструментами реализации «мягкой силы» во внешней политике Германии выступают:
- немецкая культура;
- немецкий язык;
- образование и наука.
Специфика «мягкой силы» как инструмента внешней политики Германии проявляется в том, что она направлена не только на внешнюю аудиторию, но и на завоевание «умов и сердец» немецких граждан. Внутренняя направленность «мягкой силы» определяется тем, что гражданское общество Германии представляет собой носителя большинства ее ресурсов. Когда правительство хочет обеспечить успешность применения «мягкой силы» во внешней политике, ему требуются такие ресурсы, как доверие и легитимность. Доверие проявляется в том, что граждане и государство руководствуются одинаковыми принципами как внутри страны, так и за рубежом, а легитимность сводится к тому, что перед тем, как принять то или иное решение, государство согласует его с институтами «мягкой силы» и своими гражданами. Для того, чтобы достичь поддержки, государству требуется направлять инструменты «мягкой силы» на само общество, убеждая его членов в необходимости и привлекательности внешнеполитического курса страны.
Сильные и слабые стороны «мягкой силы» как инструмента внешней политики Германии
В практике использования ресурсов «мягкой силы» как инструмента внешней политики Германии свое отражение находят отрицательные последствия, связанные как с особенностями страны, так и с особенностями самой концепции.
Проявлением негативного аспекта, связанного с особенностями социально-политического устройства ФРГ, является то, что немцы вследствие экономической активности и участия в ЕС становятся своего рода проводниками инструментов «мягкой силы» англоязычных государств, нанося ущерб распространению немецкого языка. Формирование привлекательности, выступая неотъемлемым компонентом «мягкой силы», ведет к тому, что граждане другой страны не только становятся проводниками политики Германии, но и стремятся стать ее частью, что, в свою очередь, не относится к задачам использования «мягкой силы».
Успешность использования «мягкой силы» как инструмента внешней политики Германии проявляется в комплексности оказываемого воздействия и взаимосвязанности всех компонентов стратегии по ее реализации.
Распространение культурного воздействия посредством распространения языка ведет к усилению экономической экспансии. Это, в свою очередь, ведет к тому, что экономические успехи государства создают условия для притока трудовых ресурсов и повышения конкурентоспособности немецкой науки благодаря иностранным ученым. В то же время благодаря использованию ресурсов «мягкой силы» во всех сферах внешнеполитического взаимодействия формируется целостный образ привлекательности страны.