Международные системы
Международная система – это структура, состоящая из взаимоотношений между членами международного сообщества, подвергающаяся влиянию разнообразных факторов.
Она рассматривается в теории международных отношений и обладает рядом характеристик:
- В ней должно участвовать не менее 2-х акторов.
- Для нее характерна особенная система связей между участниками.
- Участники системы следуют общим нормам и правилам с целью сохранения целостности и безопасности.
Международная система изменялась вместе с человеком. Усложнение экономических отношений и связей между странами, войны, захваты других территорий требовали постоянного пересмотра действующих в мире правил. Первой попыткой систематизировать отношения стала Вестфальская система, введенная в 17 веке. В ее основе был мирный договор, который был заключен в окончание Тридцатилетней войны. Благодаря этому договору, страны стали уважать национальный суверенитет друг друга, отдавать предпочтение поиску компромиссных решений. Кроме того, правители разных стран встали в один ранг друг с другом, они стали равными между собой, что повлияло на международную систему в целом.
После наполеоновских захватов в силу вступили новые договоры, которые перекроили границы между странами Европы. Это была первая попытка установить баланс сил и сохранить мир. Сегодня продолжает действовать система, которая была установлена после Второй мировой войны. Постепенно она теряет свою актуальность, глобализация ставит новые задачи перед международной системой. Конфронтационный мировой порядок продолжает сохраняться, несмотря на то, что «холодная война» закончилась более 30 лет назад. Страны-лидеры стремятся навязать свое мировоззрение другим странам. Кроме того, экономическая и военная мощь дает ряду стран преимущества и рычаги влияния на между народную систему, что приводит к дисбалансу и нарастанию напряжения в отношениях.
Новым веянием стала регионализация, которая является попыткой формирования многополярного мира, где странам приходится договариваться между собой, а не соперничать и использовать силовые рычаги влияния.
Основные тезисы работы Б. Бузана и Д. Литтла «Системы международных отношений в мировой истории: перестройка изучения международных отношений»
Попытки модернизировать действующую систему международных отношений предпринимают различные ученые. Долгое время международная система была евроцентричной. Она основывалась на опыте западноевропейских стран в части установления и поддержания мирового порядка. Барри Бузан и Джон Литтл в своей работе «Системы международных отношений в мировой истории: перестройка изучения международных отношений» отметили именно этот факт. В результате все, что не совпадает с европейскими представлениями о международной системе, не принимается. Поэтому специалисты предлагают полностью пересмотреть текущий подход.
Литтл и Бузан отмечают две концептуальные проблемы:
- Современная международная система слишком сильно напоминает Вестфальскую.
- Концептуализация сути международных отношений определяется слишком узко.
Они также полагают, что нарративы международных отношений крайне плохо изучены.
Бузан Барри занимался исследованием региональных систем отношений, как часть мировой системы. Он пришел к выводу, что важной особенностью таких систем является комплекс безопасности. То есть государства-соседи заинтересованы в сотрудничестве для того, чтобы обеспечить стабильность и организовать безопасные отношения друг с другом. Получается, что ключевым требованием к региональной системе является распределение обязанностей и возможностей между акторами. Также Бузан выделил три составляющих государственности. Это идея, физическая основа и институциональное выражение.
Модель международной системы Б. Бузана и Д. Литтла
Модель международной системы Бузана и Литтла опирается на теорию секьюритизации. В ней выделяют ряд компонентов:
- Один из участников отношений должен выдвинуть проблему для обсуждения. Это могут быть индивиды, группы, правительственные и неправительственные организации.
- Объектом секьюритизации выступает проблема, либо актор, который испытывает угрозу. Это может быть государство, идеология, коллективная идентичность и другое.
- Активным участником остается аудитория, которая вовлечена в данный процесс.
Обеспечение безопасности проходит в несколько этапов. Сначала заявляется о возникновении угрозы к существованию, затем происходит завершение процесса, но при условии, что объект смог убедить аудиторию.
Бузан предложил использовать дискурс, как инструмент секьюритизирующего движения, т. е. проблема теряет угрозу тогда, когда аудитория ее приняла. В данной модели не всегда государство является главным действующим лицом, но из-за того, что именно государство ответственно за безопасность, оно имеет основные рычаги влияния.
Секьюритизация проявляется в военном, политическом, экономическом, социальном и экологическом потенциале.
Если рассматривать военный сектор, то здесь главным объектом в силу специфики отрасли выступает государство. Однако, часто военная сила используется и для миротворческих целей и для ликвидации последствий стихийных бедствий. Политическая угроза возникает тогда, когда есть угроза суверенности страны. Экономические угрозы могут исходить из разных источников, поэтому их сложнее выявить и ликвидировать. Социальная безопасность заключается в том, что народ или общество сохраняет возможность передавать свои ценности, традиции, ассоциации. На первый план сегодня проходят вопросы экологической безопасности в том числе в региональном и международном сотрудничестве.
Модель Бузана подвергается критике, так как аналитики сомневаются в ее практичности. Также есть неуверенность в том, что тема достаточно разработана, чтобы ее можно было реализовывать в текущих отношениях стран друг с другом.