Миграционный кризис в Европейском союзе – это острая социально-экономическая ситуация, сложившаяся ввиду существенного увеличения числа лиц, прибывающих из государств Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в качестве беженцев и нелегальных мигрантов, в государства Европейского союза, и усугубившаяся из-за их неготовности к приему и распределению такого значительного потока прибывающих.
Предпосылки и причины миграционного кризиса в Европейском союзе
В период с августа 2015 г. в государства Европейского союза по морю ежемесячно прибывали сотни тысяч беженцев и лиц, нелегально эмигрировавших из стран своего проживания, находящихся на территории Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Это были беспрецедентные по численности миграционные потоки; с таким миграционным кризисом Европейский союз ранее не сталкивался.
Приток легальных и нелегальных мигрантов в государства Европейского союза был вызван рядом обстоятельств, к числу основных относятся следующие:
- длительный военный конфликт в Сирии и как следствие установление на территории государства незаконного контроля со стороны террористических организаций. Указанные причины вынудили мирное население страны покинуть родину для того, чтобы обеспечить собственную безопасность;
- длительные военные конфликты в государствах Северной Африки, в частности гражданская война в Ливии. В теории высказывается мнение, что пока систему государственного управления в Ливии возглавлял М. Каддафи, Европейский союз, поддерживая контакты с ним, обеспечивал договоренность, согласно которой Ливия осуществляет контроль прибрежной территорией, ограничивая морской путь, и таким образом мигранты не могли попасть в страны Европы. Когда началась гражданская война, государственные механизмы Ливии перестали функционировать, соответственно, обеспечить контроль прибрежной территории силами государственных структур не представлялось возможным, и нуждающееся в спасении местное население направилось в государства Европейского союза.
Здесь необходимо отметить, что значительное число мигрантов направилось не только в государства Европейского Союза, но и в азиатские страны, например, в Ирак, Пакистан и др. Эти страны граничат со странами, где идут военные конфликты, и мигранты пытаются покинуть свою страну, перебраться на ближайшие безопасные территории, а в последующем покинуть их, направляясь в Европу, где уровень жизни и помощи мигрантам является более высокими.
Характеристика роли стран Вишеградской четверки в миграционном кризисе в Европейском союзе
К концу 2015 г. Комиссия Европейского союза, исследуя результаты управления миграционными процессами и разрешением миграционного кризиса, была вынуждена признать невозможность реализовать план расселения прибывающих лиц по территориям государств Европейского союза. Фактически за указанный период было расселено относительно значительное число прибывших, а формирование новых центров приема и распределения прибывающих мигрантов продолжалось.
Ввиду неэффективности предпринимаемых действий, Комиссия была вынуждена искать новые пути преодоления кризиса, в частности в качестве нового предложения было рассмотрено усиление внешней границы, формирование службы охраны пограничных и береговых территорий государств Европейского союза с возложением на такую службу широкой наднациональной компетенции.
Против такой инициативы выступили Польша и Венгрия, их поддержала Испания. В качестве мотивов отказа от предлагаемой концепции представители названных государств указывали на недопустимость охраны их границ пограничными войсками Германии.
Таким образом, государства Вишеградской группы выступили в роли оппозиции к основному курсу Европейского союза и не реагировали на призывы к солидарности европейских государств.
Страны Вишеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) изначально выступали против разработанной летом 2015 г. программы Комиссии, согласно которой распределение всех прибывающих мигрантов должно было осуществляться по территориям стран Европейского союза исходя из численности населения конкретной страны, ее экономического благосостояния, уровня безработицы и численности легальных мигрантов, которые были уже приняты территорией страны.
Вишеградская группа, которую поддержали Великобритания, страны Прибалтики, не позволили комиссии реализовать предложенный план. При этом такая концепция была не самым лучшим вариантом разрешения миграционного кризиса, поскольку противоборствующие стороны сфокусировались на одном аспекте проблемы, а именно спор шел вокруг разрабатываемых квот принятия прибывающих мигрантов, остальные аспекты проблемы фактически оставались без внимания.
Состоявшийся в начале сентября 2015 г. саммит в Праге, где главы Вишеградской четверки собрались, чтобы обсудить свою позицию по миграционному вопросу, стал важнейшим событием в истории существования группы. Стороны пришли к соглашению защищать оппозиционную по отношению к ведущим европейским государствам точку зрения по миграционным вопросам.
Здесь важно отметить, что страны Вишеградской четверки, в сущности, поддержали позицию Комиссии по миграционным вопросам, в частности:
- высказались за уважение принципов политического управления, функционирующих на территории Европейского Союза, в том числе решений Европейского совета;
- подчеркнули необходимость сотрудничества в вопросах управления миграционным кризисом на территории Европейского союза с другими представителями международного сообщества, в том числе международными организациями – ООН, Африканским союзом и пр.;
- поддержали необходимость активного разрешения проблем государств Северной Африки, Ближнего Востока.
Однако по результатам саммита была сформирована отрицательная позиция по вопросу установления миграционных квот. Обязательные квоты были признаны государствами группы неприемлемыми, государства группы высказались за необходимость членам Европейского Союза добровольно определять характер мер солидарности для решения миграционных вопросов.