Структура и деятельность МВФ
Международный Валютный Фонд был образован в 1945 году как специализированное учреждение ООН. Фонд образован вложениями стран-участниц, которых на настоящее время насчитывается более 180, причем четверть вложений страны обязаны предоставить в иностранной валюте и 75% в национальной. Согласно первоначальной идее фонд должен способствовать урегулированию бюджетного дефицита за счет выкупа страной иностранной валюты, с помощью национальной. Предполагалось, что будет существовать равномерный спрос на валюты других стран, что позволит фонду использовать приобретаемую валюту для новых операций. Однако на практике достаточно быстро оказалось, что данная система несостоятельна. В фонд обращаются в первую очередь страны с неконвертируемыми валютами, а иностранная валюта предоставляется им как бы «под залог», с тем, чтобы страны-эмитенты впоследствии выкупили ее у фонда.
Официальными целями деятельности фонда являются: содействие развитию торговли и валютно-финансовым операциям между государствами, оказание поддержки стабильности валют государств-членов и равновесию их платежных балансов, обеспечение чувства уверенности и финансовой безопасности за счет средств фонда у его стран-членов.
В функции МВФ помимо непосредственно кредитования стран входит консультационная поддержка, обучение финансовых специалистов, сбор и публикация финансовой статистики, а также разработка ее стандартов и методик; меры по поддержке стабильности валютных курсов.
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из управляющих и заместителей от каждой страны-члена фонда. Совет управляющих принимает наиболее фундаментальные решения, касающиеся пересмотра статей Соглашения, приема и исключения членов пересмотра квот и т.д. Часть своих полномочий Совет управляющих делегирует Исполнительному совету, состоящему из 24 директоров и работающему на регулярной основе. Исполнительный совет решает текущие вопросы и в целом руководит работой фонда.
Голосование в МВФ происходит на основании принципа «взвешенных голосов», т.е. количество голосов каждой страны зависит от размера ее квоты и доли приобретенных СДР – специальных прав заимствований. Подобная система предоставляет преимущества США и Европейским странам.
В состав МВФ входит ряд специальных фондов:
- Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования, предназначен для кредитования в случае внешних воздействия внешних факторов непреодолимой силы, таких как стихийные бедствия, эпидемии и т.д.;
- Фонд кредитования буферных запасов, для помощи странам, участвующим в создании стратегических запасов сырья;
- Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга;
- Фонд поддержки структурных преобразований, для стран с переходной экономикой.
Предоставления кредитов от МВФ происходит в рамках четырех основных механизмов:
- Резервная доля. Резервная доля составляет до 25% от квоты страны в МВФ, которую она может выкупить в иностранной валюте. Если МВФ использует валюту данной страны для продажи другим странам, то ее резервная доля растет;
- Кредитная доля – представляет собой выкуп иностранной валюты сверх резервной доли страны, которые разделены на 4 транша и составляют в общей сумме 125% квоты стран;
- Договоренности стенд-бай о резервных кредитах – представляют собой прямую договоренность с другой страной о возможности приобретения ее валюты, за национальную валюту, сверх кредитной доли, в рамках определенного срока и при выполнении определенных условий;
- Расширенное кредитование. Предполагает выдачу дополнительных средств на срок от 3 до 4 лет. Как правило обращение к расширенному кредитованию связано с серьезными нарушениями платежного баланса или проведением крупных финансовых и экономических реформ в стране.
МВФ и Кыргызстан
После распада СССР новые независимые государства получили самостоятельное членство в МВФ. Так Кыргызстан присоединился к фонду в 1992 году. Кыргызстан выбрал путь серьезных экономических преобразований в стране, направленный на ее перестройку по-западному, европейскому образцу в экономической, политической, социальной сферах.
Подобный курс вызвал значительное одобрение со стороны западных лидеров и членов международных организаций, в том числе и МВФ. Среди постсоветских республик Кыргызстан находится на первом месте по количеству полученных кредитов от Фонда. Вместе с тем процесс преобразований шел не столь успешно как того хотелось бы его участникам. Получаемые деньги вкладывались в сырьевую инфраструктуру – добычу и организацию поставок сырья за рубеж, а также на обслуживание интересов политической и госадминистративной верхушки. В тоже время реальное благополучие населения стремительно падало, инфляция росла, промышленность страны агонизировала. К 1997 году завершилась деиндустриализация Кыргызстана.
Финансовые трудности достигли такой степени, что в следствии нехватки денег в качестве средства платежа население начало использовать баранов, особенно в сельской местности. Экономический кризис повлек за собой кризис и политической системы. Противостояние клановых группировок Севера и Юга страны, вылилось в частичную потерю госадминистрацией, представленной членами Северных кланов, контроля над ситуацией в южных регионах страны.
Несмотря на определенное улучшение ситуации в 2000-х годах Кыргызстан по-прежнему остается крупным должником МВФ, а его экономика является крайне уязвимой и зависимой от внешних обстоятельств, как экономика любой сырьевой страны, не имеющей значительных золотовалютных и ресурсных резервов. В 2020 году именно Кыргызстан стал первой страной, получившей помощь от МВФ для урегулирования последствий пандемии коронавируса, вызвавших дефицит платежного баланса страны еще в апреле месяце, т.е. в самом начале развития эпидемиологической ситуации.
МВФ и Россия
Россия так же, как и другие постсоветские страны вступила в МВФ в 1992 году. При этом на момент вступления Россия обладала как внушительными внешними задолженностями, так и активами, доставшимися в наследство от СССР и бывших республик, с которыми было подписано соглашение о «нулевом варианте». Согласно ему страны отказывались от внешних активов СССР в пользу России, но Россия брала на себя все обязательства по долгам, которые образовались у республик за период перестройки и самостоятельной деятельности на международных рынках.
Для перестройки собственной экономики на рыночные рельсы, и обслуживание внешних задолженностей России требовались значительные финансовые вливания, которые были получены в том числе и от МВФ. На 1998 год Россия являлась крупнейшим должником организации, всего ей было получено 15,6 млрд. СДР.
Благодаря росту цен на нефть в конце девяностых – начале двухтысячных в 2005 году Россия смогла полностью погасить свою задолженность перед МВФ, а также другими международными кредиторами (Парижский клуб и т.д.), и стать одним из кредиторов фонда. С тех пор средства Центробанка России используются для предоставления займов другим странам.
Квота РФ в рамках пересмотров неоднократно повышалась, и после 2016 года составляет 2,7% или 12903 млн. СДР.