Международные перевозки – это транспортные услуги по перемещению грузов и пассажиров между различными государствами.
Значение и классификация международных перевозок
Любые виды международных отношений, будь то политические, экономические, культурные и т. д. не могут быть осуществлены без наличия фактических путей сообщения, равно как и компаний, занимающихся обслуживанием этих путей и доставкой грузов и пассажиров. В современном глобализированном мире роль и значение международных перевозок растет с каждым годом. Несмотря на рост бестоварных видов экономических отношений, таких как продажа лицензий или ноу-хау, финансовых спекуляций и т.д., грузоперевозки по-прежнему продолжают обеспечивать более 80% всех международных торговых соглашений, а общая сумма, выплачиваемая перевозчикам составляет порядка 7% от всей суммы международных торговых сделок.
Не менее важным является и обеспечение пассажиропотока. Глобализация и либерализация экономик, политических режимов, способствуют также интенсивному культурному и научному обмену, активность гражданских лиц в международных поездках серьезно возросла, особенно в последние десятилетия. Ежегодно в одиночных и регулярных поездках международные границы пересекают миллиарды пассажиров.
Международная транспортная система, не имеет собственного специализированного транспорта или особых путей сообщения. Все транспортные средства принадлежат национальным фирмам и компаниям, а инфраструктура путей – автомобильные, железные дороги, порты и аэропорты – национальным государствам. Для перевозки грузов используются следующие виды транспорта:
- морской транспорт,
- авиационный,
- автомобильный,
- железнодорожный,
- речной транспорт,
- трубопроводы.
В мировых грузоперевозках доминирует морской транспорт. Он представляет собой наиболее экономичный и эффективный способ доставки грузов между странами. Морским транспортом доставляют значительные объемы насыпных и наливных грузов, таких как нефть, уголь, зерно, руда. По стоимости значительную долю занимают генеральные или таро-штучные грузы, т.е. уже готовая и упакованная продукция – продовольствие, полуфабрикаты, промышленные товары.
Внутриконтинентальная международная торговля осуществляется силами автомобильного, железнодорожного и речного транспорта. Постепенно растет доля авиационных перевозок. При транспортировке природного газа и нефти также широко применяются трубопроводные системы.
В секторе пассажироперевозок безусловное первенство принадлежит авиационному транспорту, как наиболее быстрому и экономичному способу международных сообщений, особенно со странами, отдаленными морскими преградами. В рамках сухопутного сообщения широко используется автомобильные и железнодорожный транспорт. Морской и речной транспорт пользуется популярностью главным образом в туристических и рекреационных международных круизах.
Международные транспортные операции
Транспортная операция считается международной в том случае если грузоотправитель (производитель) и грузополучатель (потребитель) находятся в разных странах и перевозчику необходимо осуществить транзит грузов с территории одной страны через государственные границы и международную транзитную зону, либо морское пространство.
Стоимость транспортных услуг при этом может определяться как самим перевозчиком, так и торговыми партнёрами в ходе заключения торгового соглашения. Помимо заказчика и перевозчика в международных транспортных операциях участвуют также различные фирмы посредники оказывающие различные услуги:
- транспортно-экспедиторское обслуживание грузов;
- фрахтование морского тоннажа;
- агентирование иностранных торговых судов;
- стивидорные операции.
Транспортно-экспедиторские услуги охватывают широкий спектр работ, непосредственно не касающихся доставки груза, но необходимых для его обслуживания на этапах отправления и получения, которые как правило не хочет брать на себя ни грузовладелец, ни перевозчик. Эти услуги включает в себя маркировку, упаковку грузов, формирование партий, хранение и накопление грузов на складах, проверку целостности доставленных грузов, составление соответствующих актов в связи с порчей, утерей груза. Генеральный экспедитор также может от имени грузовладельца заключать договора с транспортными компаниями-перевозчиками.
Стивидорные операции связана с погрузкой и разгрузкой кораблей в порту. Стивидоры берут на себя ответственность за организацию погрузку-разгрузки товара, его целостность и соблюдение сроков данной операции, что в условиях большого объема морских перевозок, представляет собой достаточно сложную операцию. Как правило в одном порту может находится несколько стивидорных организаций, а в крупных международных портах их число может приближаться к сотне.
Международные транспортные соглашения
Несмотря на свое большое значение и огромный объем доставляемых грузов международные перевозки относятся к разрядку наиболее рискованных коммерческих предприятий, из-за высокого уровня капиталовложений и низкой фондоотдачей. В связи с этим для развития собственных транспортных мощностей и облегчения международного сообщения государства стремятся к унификации условий перевозок, а также стандартов их осуществления. Результаты данных усилий закреплены в международных транспортных конвенциях.
Большую роль играют международные транспортные организации:
- Международная морская организация (ИМО);
- Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и т.д.
Целями международных транспортных организаций является борьба за безопасность пассажирских и грузоперевозок, повышение их эффективности, разработки протоколов, соглашений и стандартов в соответствии с которыми данная деятельность осуществляется, стимулирование технических разработок новых морских и воздушных судов, а также их усовершенствований, борьба с загрязнением мирового океана в следствии грузоперевозок и катастроф.