Международное морское право
Международное морское право – это принципы и правовые нормы, которые устанавливают правила использования морского пространства всеми участниками международных отношений.
Сегодня большая часть международных норм закреплена Конвенцией ООН 1982 года. Действуют и международные договоры, в том числе регионального и двустороннего характера. Однако их содержание преимущественно дополняет положения Конвенции.
Субъектами международного морского права выступают государства и межправительственные организации. Его источниками являются различные международные конвенции, в том числе, Женевские конвенции, международные конвенции по вопросам защиты жизни на море, по предотвращению загрязнения морских пространств, по поиску и спасению на море, по грузовой марке, по облегчению формальностей в Международном морском судоходстве, по ответственности за ущерб от загрязнения нефтью и так далее.
Основными принципами морского права называют:
- свободу открытого моря,
- исключительность юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море,
- мирное использование пространства мирового океана,
- защиту морской среды,
- иммунитет военных кораблей.
Сложности в международных отношениях в части использовании морских пространств начались, когда государства стали добывать природные ресурсы со дна. ООН приняли множество резолюций, которые смогли урегулировать данный вопрос и правовые отношения между странами. Резолюция ООН признала, что любые ресурсы дна морей и океанов являются общими, и не могут находиться в национальной юрисдикции отдельных государств. Далее положения резолюции были доработаны и создана Конвенция ООН по морскому праву, утвержденная в 1982 году.
Принципы международного морского права
Самым старейшим принципом является принцип свободы открытого моря. Он означает, что судно любой страны имеет право пользоваться водными пространствами мирового океана. Данный принцип был описан еще в начале 17 века Гроцием. Сегодня он закреплен в Конвенции ООН и говорит о том, что ни одно государство не может подчинять себе открытое море и устанавливать там свои правила. Свободное использование морского пространства включает в себя свободу судоходства, прокладки трубопроводов, полетов, возведения искусственных островов, рыболовства, научных исследований.
Торговые суда, находящиеся в открытом море, находятся под юрисдикцией той страны, под флагом которой они ходят. В их деятельность не могут вмешиваться другие страны. Исключением являются случаи, когда есть подозрения, что судно занимается пиратской деятельностью, работорговлей, несанкционированным вещанием. Тогда любое государство или военное судно любого государства может арестовать корабль.
Принцип мирного океана означает, что морские пространства должны использоваться только для мирных целей. При этом страны должны создавать условия, способствующие предотвращению загрязнения морской среды. Этот принцип был закреплен еще в 1954 году, когда судам было запрещено сливать нефть в море.
Военные суда и любые другие корабли, не занимающиеся коммерческой деятельностью, имеют иммунитет. Это означает, что к ним не могут применяться правовые санкции международного характера. Исключением становится нарушение правил мирного прохода. В этом случае государственные службы могут потребовать покинуть территориальные воды. Если же военное или государственное иностранное судно нанесет какой-либо ущерб, то страна, под юрисдикцией, которой оно находится, понесет международную ответственность.
Положения международного морского права
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море была создана для того, чтобы обеспечить минимальные стандарты, отвечающие требованиям по безопасности при постройке, эксплуатации и оборудовании кораблей. Каждая страна должна обеспечить свои суда всем необходимым, чтобы защитить право экипажа на жизнь. Чтобы доказать, что все требования выполнены, суда проходят обязательную сертификацию.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов своей целью ставит реализацию комплекса мер по предотвращении загрязнения вод разными отходами, а также нефтью, химическими и вредными веществами и сточными водами. В документе содержатся уточняющие положения, в которых указаны требования по оборудованию кораблей и их эксплуатации.
В 1978 году была принята Конвенция по подготовке и дипломированию моряков. В ней содержатся международные нормы, в соответствии с которыми проводится подготовка кадров, что позволяет обеспечить безопасность на воде и грамотное управление судами в соответствии со всеми международными требованиями. Документ регламентирует требования к капитану, палубной команде, радиоспециалистам и так далее.
Для предупреждения столкновения судов в открытом море действуют правила предупреждения. Эти международные правила подписаны 153 государствами. Стоит отметить, что правила, действовавшие до 1974 года, носили рекомендательный характер. Сегодня правила распространяются на все суда, находящиеся в открытом море и в соединенных водах.
Помимо общих международных положений существуют локальные региональные акты или двусторонние соглашения. Примером таких соглашений могут служить конвенции о защите Балтийского моря, Черного моря, ресурсов Антарктики, морской среды Каспийского моря.
Международное морское право регламентирует отношения между странами на глобальном, региональном и местном уровне.