Международный правовой режим
Международно-правовой режим – это правила, которые регулируют какую-либо сферу международных отношений.
Правила закрепляются в правовых и нормативных актах разного уровня. Они определяют порядок регулирования отношений, основанный на правовых средствах. Целью правил является формирование благоприятных условий, которые позволяет удовлетворить интересы субъектов.
Правовые режимы подразделяются по сферам действия, по отраслям права, в зависимости от предмета регулирования. Международно-правовые режимы регулируют использование морских пространств и континентального шельфа.
Международное право представляет собой совокупность правоотношений с участием иностранных элементов. Их сложность заключается в том, что у каждой страны есть свое национальное законодательство, а также есть международные правила, которым оно обязуется следовать, если подписывает договоры наднационального уровня. Международное право делят на публичное, частное и наднациональное. Оно является независимой правовой системой. Большая часть его норм направлена на регулирование таких единиц, как государства, нации, международные организации и так далее.
Сегодня действуют несколько международных судов, в чью компетенцию входит решение споров на данном уровне отношений. Среди них:
- Международный суд ООН.
- Международный уголовный суд в Гааге.
- Арбитражный суд.
- Суд по правам человека.
Из действующих нормативно-правовых актов вытекают определенные правила и обычаи, определяющие взаимодействие стран в разных сферах жизни. Международно-правовые режимы затрагивают такие сферы отношений, где необходима высшая инстанция, способствующая разрешению возможных конфликтных ситуаций. Распределение зон ответственности позволяет избежать столкновения интересов и создать условия взаимовыгодного безопасного сотрудничества.
Международно-правовой режим открытого моря
Открытым морем называется часть морских пространств, выходящая за пределы национальной юрисдикции. Это пространство может использоваться любыми государствами. Основным принципом правового режима является тот факт, что море свободно используется всеми странами. Принцип открытого море получил общее признание еще в 19 веке.
Первым документом, подтвердившим статус открытого моря, стала Женевская конвенция 1958 года. В ней открытым морем считалась территория, выходящая за пределы территориальных вод страны. Конвенция 1982 года не определяет статус открытого моря. Однако, оба документа закрепляют право свободного использования вод, выходящих за пределы территориальных.
При этом ни одно из государств не может претендовать на то, чтобы подчинить часть этих вод себе. Среди свобод открытого моря в конвенции упоминаются свобода судоходства, полетов, рыболовства, прокладки трубопроводов и кабелей, сооружение искусственных островов, проведение научных исследований, разведка и разработка ресурсов. Разведка и разработка имеет ряд ограничений и требует введения специального режима.
Свобода судоходства означает, что суда под флагами любых государств могут находиться в открытом море. Обычно судну присваивается национальность того государства, под флагом которого оно ходит. При этом оно может ходить под флагом только одной страны. В международной практике есть такое понятие, как связь флага и судна. Участились случаи, когда владельцы грузов используют «удобные флаги» оффшорных зон. Борьба с «удобными флагами» началась после принятия Конвенции об условии регистрации морских судов.
Сотрудничество в открытом море предусматривает совместные усилия стран по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и оружия. При этом в случае обнаружения судна с таким грузом, есть возможность обратиться к правоохранительным органам ближайшей страны в целях задержания.
Конвенция об открытом море
Помимо вышеперечисленных свобод, Конвенция об открытом море наделяет военные корабли иммунитетом. Оно продолжает находиться под юрисдикцией той страны, под чьим флагом ходит в море. Такое же правило распространяется на некоммерческие суда.
Конвенция обязывает страны обеспечивать безопасность на море. Сюда относят требования к пользованию сигналами для поддержания связи и предупреждения столкновений. Государства являются ответственными за комплектацию экипажей кораблей. Так же они обязуются использовать в работе экипажей международные правовые нормы.
Если в открытом море происходит столкновение или любое другое происшествие, то дисциплинарное преследование будет проводиться уполномоченными органами того государства, под чьими флагами находились суда. Лишить права управлять судном может только государство приписки судна. Арест судна исключен любыми другими странами, только государством, под флагом которого ходит корабль. Капитан судна имеет право оказывать помощь пострадавшим в море, следовать на помощь утопающим. Если в море происходит катастрофа, то капитан в праве обратиться к близлежащим государствам за помощью.
Конвенция описывает случаи, которые приравниваются к пиратству. Она запрещает перевозку рабской силы и обязывает экипажи бороться с данным явлением.
Преследование судна возможно в том случае, если есть подозрения, что оно нарушает одно из положений конвенции или международного права. Однако, преследование завершается тогда, когда оно входит в воды своего государства. Каждое государство, участвующее в Конвенции, должно обеспечивать защиту окружающей среды и следить за собственным флотом.
Таким образом, режим открытого моря предполагает свободное перемещение кораблей любых стран. Конвенция об открытом море регламентирует поведение капитанов судов, а также определяет зоны ответственности с целью избегания международных конфликтов.