Внешняя политика страны
Внешняя политика – это комплекс мероприятий, предпринимаемых государственной властью страны, по продвижению ее интересов на международной арене и обеспечению ее безопасности.
Это общий политический курс, который регулирует отношения с другими государствами. Обычно взаимодействие происходит на уровне политической власти и дипломатических представительств. Сегодня основным инструментом решения проблем и урегулирования конфликтов между странами является дипломатия.
Внешняя политика всегда тесно связана с внутриполитическим курсом. Он определяет характер и направленность развития страны. В зависимости от внутренних целей и приоритетов выстраивается внешняя политика государства и его связей с другими странами. Внешнеполитический курс обычно разрабатывается на перспективу. Любые решения, влияющие на его изменение, проходят тщательную проверку и анализ. Ошибки во внешней политике могут обойтись слишком высокой ценой.
Моргенау утверждает, что основной характеристикой внешней политики является сила. Сегодня война и агрессия приравнены к преступлению, поэтому страны используют косвенные рычаги давления друг на друга. Это могут быть экономические, военные, финансовые инструменты воздействия. Внешняя политика всегда проистекает из внутренних интересов, на международном уровне она поддерживает их с помощью силы.
Внешняя политика позволяет обеспечить безопасность страны, увеличить ее значимость на международной арене, а также усилить влияние в решении глобальных вопросов. Отношения между странами координируются работой международных организаций. Они созданы для того, чтобы сдерживать агрессию, применять санкции против нарушителей международных прав и достигать мирных целей с помощью политического процесса.
Место Афганистана во внешней политике СССР
Самой продолжительной в 20-м веке была война в Афганистане. СССР принимал непосредственное участие в данном противостоянии. Война продолжалась 9 лет и затронула судьбы большого количества советских граждан. Дискуссии между учеными вызваны причинами ввода войск в Афганистан, поиском альтернатив данному решению.
Отношения между странами стали развиваться еще в 1919 году. Наиболее плодотворным сотрудничество было в 60-70-х годах. В то время СССР был торговым партнером и инвестором. 40% внешней торговли Афганистана приходилось именно на СССР. 54% внешних займов Афганистана также поступали из Союза. СССР не вмешивался во внутренние дела страны, что позволяло сохранять эффективные деловые отношения.
Все изменилось в 1978 году, когда в Афганистане произошел политический переворот и к власти пришла народно-демократическая партия. СССР поддержал новую власть и продолжил экономическое сотрудничество. Проблемы в международных отношениях были связаны с противостоянием между США и Союзом. Правительство СССР пришло к решению, что Афганистан важно переманить на свою сторону и сделать страну надежным сателлитом в регионе. Поэтому СССР бросил все силы на то, чтобы поддержать действующую партию и обеспечить ей длительный срок правления. В 1978 году между странами был заключен долгосрочный Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве.
Получившая в Афганистане власть партия стала проводить достаточно радикальные реформы. В результате появилось большое число недовольных, в стране росла социальная напряженность. Началась массовая миграция населения. В самой партии также началась непримиримая борьба двух фракций. В 1979 году начала антиправительственный мятеж. Афганские власти обратились за военной поддержкой к СССР, но правительство отказало. Власть в стране вновь переменилась и вес во внешнеполитическом курсе Афганистана все больше стали приобретать США, что вызвало опасения у СССР. Решение о вводе войск принималось довольно долго, тем временем США продвигались к границам Ирана через базы НАТО. Эксперты полагают, что решение ввести войска в Афганистан было вызвано неверной идеологической оценкой текущих событий того времени.
Ввод войск в Афганистан переложил ответственность за судьбу правящего режима на СССР. СССР пришлось тратить колоссальные средства на поддержание своего сателлита. США же вели политику «нового Вьетнама». Положение СССР внутри страны ухудшалось, ухудшались и отношения с другими европейскими партнерами, поэтому было принято решений о выводе войск из Афганистана. Решение по мирному урегулированию долгое время обсуждалось в рамках переговоров в Женеве. Афганистан требовал прекращения внешнего вмешательства, но ожидал сохранения экономической и финансовой поддержки.
Войска начали выводить в 1988 году. В это же время был подписан договор о долгосрочном сотрудничестве сроком до 2000 года.
Место Афганистана в современной внешней политике России
Сегодня Афганистан выступает на стороне России. Например, он был одним из немногих государств, которые поддержали переход Крыма в состав РФ. Данный шаг эксперты рассматривали как неоднозначный, так как страна находится под влиянием США и стран Западной Европы. Однако США сворачивают свою активность в регионе, когда как Россия, наоборот, предлагает помощь Афганистану в решении текущих проблем.
Министр иностранных дел России подчеркнул, что переговоры с талибами показали, что власть Афганистана не планирует дестабилизировать положение в Центральной Азии и вторгаться на территорию соседних стран, также они планируют бороться с террористическими группировками. Делегация из Афганистана попросила РФ об экономической и политической поддержке.
ОДКБ постоянно обращается к проблеме Афганистана, так как нестабильность в этой стране оказывает влияние на безопасность международного военно-политического объединения стран. Меры коллективной безопасности в данном случае сводятся к отслеживанию событий в северных афганских провинциях и к недопущению провокаций и прорыва границ.
Фонд мусульман России оказывает гуманитарную помощь татарской общине в Афганистане. Также гуманитарная помощь оказывается силами Министерства чрезвычайных ситуаций РФ в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией.