Культурная дипломатия
Культурная дипломатия – это инструмент публичной дипломатии, часть политики «мягкой силы», направленной на укрепление отношений между странами на основе взаимопонимания и договоренностей.
Среди задач культурной дипломатии выделяют:
- Укрепление отношений между странами.
- Расширение социально-культурного сотрудничества.
- Продвижение национальных интересов.
- Обеспечение национальной безопасности.
С ее помощью создается позитивный образ страны и ее ценностей, стимулируется сотрудничество между странами. Культурная дипломатия способствует изменению политической среды страны, защите национальных интересов. Она позволяет предотвратить и смягчить конфликты с другими странами. Культурная дипломатия способствует более лучшему пониманию другого народа, что в целом оказывает положительное влияние на укрепление взаимопонимания между странами.
Проявление национальной силы ранее осуществлялось через ведение достаточно жесткой политики. Сегодня большое внимание уделяется построении долгосрочных благожелательных отношений. В них стороны видят основу безопасности и стабильности для всех участников. Стоит отметить, что культурная дипломатия, не смотря на ее неконфликтный характер, может использоваться для демонстрации национальной силы, уровня технологического развития, способности страны конкурировать.
Инструментами культурной дипломатии выступают искусство, образование, выставки и конференции, обмен научными и социальными достижениями, литература, СМИ, межрелигиозный диалог. Государство является заинтересованным в продвижении культурной дипломатии субъектом. Популяризация культурных и исторический ценностей за рубежом является приоритетной задачей правительства в долгосрочном периоде.
Культурная дипломатия Китая: «Институты Конфуция»
Сегодня культура является неотъемлемой частью международной политики. Она играет важную роль в поддержании мирного сосуществования стран и обеспечения их взаимодействия на основе доброй воли. Культурная дипломатия нередко приравнивается к политике «мягкой силы». По сути, это общественный институт, сфера деятельности государственных органов.
Китайская дипломатия строится преимущественно на принципах политики «мягкой силы». Одним из инструментов является Школа Конфуция. Ее филиалы создаются для того, чтобы познакомить иностранных граждан с китайским языком и культурой, а также для поддержания дружественных связей между мировым сообществом и Китаем.
Курированием школ занимается Министерство образования КНР. Основная цель этих школ заключается в укреплении языкового и культурного познания страны. в результате Китай получает влияние на формирование мирового культурного многообразия, а также на создание гармоничного международного сообщества.
Самый первый «Институт Конфуция» был открыт в ноябре2004 года в Сеуле. На сегодняшний день открыто более 210 институтов в 64 странах мира.
Китай заинтересован в установлении доброжелательных отношений, так как является одним из крупнейших мировых производителей и нуждается в рынках сбыта. Институты Конфуция помогают людям по всему миру познакомиться с китайским языком и культурой, что позволяет снизить негативный эффект от пропаганды соперничающих с Китаем стран. Установление контактов позволяет Китаю достигать договоренностей в международном поле мирным путем. Благодаря мягкой силе КНР наладила отношения с АСЕАН и с КНДР.
Кроме того, в последнее десятилетие Китай перешел к активной фазе внешней политики. Он пропагандирует ценности, которые могли бы заинтересовать и другие страны, в их числе:
- Инновационное развитие.
- Устойчивое, качественное сбалансированное развитие страны.
- Право на национальное самоопределение.
Большое значение придается социальным переменам. Все эти ценности прописаны в «Пекинском консенсусе», который так же продвигается за счет различных средств публичной дипломатии.
Культурная дипломатия Китая
Реализация «Пекинского консенсуса» началась с организации ШОС. Дух организации основан на взаимном интересе и доверии. Сюда же относят принципы равенства, взаимных консультаций и сотрудничества. Сегодня ШОС является механизмом регулирования внешнеполитических отношений КНР. Благодаря ШОС снижается недоверие к Китаю со стороны стран Центральной Азии, которые долгое время рассматривали страну в качестве основной угрозы безопасности.
Стоит отметить, что угрозу страны видят в основном в перенаселении Китая и возможном притоке мигрантов. Развитые страны видят в КНР основного экономического и политического конкурента. Представители Китая часто выступают с заявлениями о том, что не поддерживают гегемонии США. КНР остается активным участником глобализации, но придерживается принципов справедливого и рационального международного порядка.
21 век стал вызовом для многих стран мира. Стало понятно, что политика жесткой силы стала менее эффективной. Страны связаны между собой торговыми, инвестиционными отношениями, инфраструктурой. Идеи китайской культурной дипломатии лежат в области продвижения идеологии и основных ценностей страны с целью укрепления геополитических и геокультурных позиций.
Новый принцип взаимодействия КНР с другими странами строится на конфуцианском понятии о единении без перехода к унификации. То есть происходит укрепление сотрудничества, избегаются конфликты за счет гармонии. Сегодня культурная дипломатия КНР определяется «китайской мечтой». Китайская мечта – это действующий политический и социальный курс Китая, заключающийся в построении социализма с китайской спецификой.