Конституция Индии
Конституция Индии – это верховный (высший) закон Республики Индия, определяющий конституционный строй страны.
После обретения независимости от Британской империи Индией была принята собственная Конституция, ставшая впоследствии главным законом страны и определившая особенности ее государственного строя. Принят данный документ был в 1949 году Учредительным собранием страны, однако в законную силу он вступил лишь в 1950 году. В основе Конституции Индии лежат положения, запрещающие эксплуатацию людей, и постулаты идей демократического социализма.
На сегодняшний день Индия представляет собой парламентскую республику. Основной формой политико-территориального устройства выступает централизованная федерация, с демократическим государственным режимом.
Конституция Индии считается одной из самых больших в мире (содержит в себе 465 статей, более 70 поправок и 12 крупных приложений). С учетом функций, которые несут в себе поправки, ее можно назвать одной из наиболее сложных в мире: часть поправок вносится непосредственно в основной текст Конституции, изменяя его, а другая часть просто прилагается к ней.
Конституция Индии декларирует:
- политику всеобщего мира в стране и международной безопасности;
- социальное равенство;
- смешанную экономику;
- наличие широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан страны с учетом кастовой системы, существующей в форме различия этнических групп;
- установление государственного и народного суверенитета как результата антиколониального движения;
- сочетание традиций индийских институтов и мирового конституционного права.
Конституция Индии состоит из двух частей, каждая из которых имеет разное смысловое значение:
- первая часть содержит в себе «основные черты Конституции» и является неизменяемой;
- вторая часть содержит в себе поправки, которые в законном порядке могут быть изменены.
Изменение Конституции Индии может быть осуществлено лишь в рамках использования комбинированной системы поправок. Парламент страны принимает поправки к конституции упрощенным методом – проект поправки может быть предложен любым членом Парламента в любую из двух палат. В том случае, если предложенная поправка будет одобрена 2/3 голосов присутствующих, проект будет передан Президенту. Президент, в свою очередь, подписывает и разрешает опубликовать новый закон. На практике почти все поправки принимаются простым голосованием присутствующих членов в каждой палате Парламента страны. Процесс принятия статей более сложен: после того, как поправка к закону будет принята обеими палатами Парламента, она направляется на ратификацию в легислатуры штатов. Лишь после ратификации поправка может быть подана на подпись Президенту Индии.
Ряд поправок, если они незначительны, могут быть включены в текст Конституции как простое дополнение к закону или же заменять закон собой. Более широкие по смыслу поправки могут прилагаться к основному тексту Конституции.
В преамбуле к Конституции Индии определены основные принципы независимости Индии. Они характеризуют ее следующим образом: светская, суверенная, социалистическая, либерально-демократическая республика, имеющая двухпалатный парламент и разделяющая государственную власть на три ветви. Рассмотрим государственные органы Индии и особенности ее конституционно-государственного строя более подробно.
Особенности государственно-конституционного строя Индии
Возглавляет Индию президент, избираемый сроком на пять лет электоральной коллегией в ходе непрямого голосования. К числу его полномочий относятся регламентирование деятельности всех государственных органов, созыв и роспуск сессии парламента, представление страны на мировой арене, назначение дипломатических представителей. Президент Индии является главнокомандующим страны. Он наделен конституционным правом издания указов, обладающих силой закона.
Вице-президент является помощником президента. В случае отсутствия у последнего возможности исполнять свои обязанности вице-президент исполняет обязанности президента страны.
В общей виде государственный строй Индии представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема государственного строя современной Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правительство страны, представляющее собой Совет министров, возглавляет премьер-министр. На должность его назначает сам президент Индии, а сам он пользуется поддержкой самой большой парламентской фракции. С практической точки зрения фактическое руководство страной осуществляют члены Кабинета министров.
В современной Индии законодательная власть сосредоточена в руках двухпалатного парламента. Верхняя палата состоит из 250 человек, мандат которых длится шесть лет (члены совета штата). Раз в два года переизбирается 1/3 Совета штатов. Большая часть депутатов избирается в ходе непрямого голосования законодательными органами штатов пропорционально их населению. 12 членов палаты назначает президент страны за заслуги в науке, искусстве и общественной деятельности. 543 из 545 депутатов нижней (народной) палаты выбираются в ходе прямого всенародного голосования сроком на пять лет. Оставшиеся два члена нижней палаты назначаются президентом из англо-индийской общины в том случае, если он полагает, что она не представлена должным образом.
Исполнительная власть в Индии сосредоточена в руках президента, вице-президента и Совета министров во главе с премьер-министром. Каждый министр является членом парламента. Исполнительная власть в Индии подчиняется законодательной. Совет министров несет прямую ответственность перед нижней палатой парламента.
Судебная власть в стране обладает унитарной трехступенчатой структурой и включает в себя Верховный суд страны, 21 высший суд и большое количество мелких судов. К числу полномочий Верховного суда Индии относятся осуществление конституционного контроля деятельности низших судов и выполнение роли первой инстанции при разборе споров между федерацией и штатами.