АСЕАН
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - это межправительственная организация, объединяющая 10 стран. Она занимается политическими, экономическими и культурными вопросами взаимодействия между странами-участницами. Организация была создана в 1967 году.
Изначально идею объединения выдвинули Малайзия, Индонезия, Филиппины, Таиланд и Сингапур. Чуть позже к организации примкнули Бруней, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам и Восточный Тимор. У организации есть наблюдатели – Восточный Тимор и Папуа-Новая Гвинея.
Дважды в год на базе АСЕАН проводится саммит лидеров правительств или глав государств. Каждая встреча длится 3 дня. Также несколько раз в год проводятся встречи министров иностранных дел. Периодически организуются встречи министров финансов, министров сельского хозяйства и экономики.
Руководство организацией осуществляет комитет, в составе которого работает министр иностранных дел председательствующей страны. Один раз в год происходит смена председательствующей страны в соответствии с английским алфавитом.
Цели организации:
- Стабильность и мир в регионе.
- Обеспечение экономического роста, культурного и социального развития.
- Поддержание сотрудничества между региональными организациями, которые имеют схожие цели.
До АСЕАН в регионе действовал Альянс между Филиппинами, Таиландом и Малайзией. Среди мотивов объединения 10 стран было желание правящей элиты заняться строительство государственности, защитится от коммунизма и сформировать безопасное пространство, оберегающее от влияния Запада.
Сегодня АСЕАН называется АСЕАН+3. В тройку стран входят Южная Корея, Япония и Китай. Помимо политического и экономического сотрудничества организация занимается вопросами окружающей среды, борьбой с голодом.
Конкуренция стран АСЕАН и Китая
Участники АСЕАН были единодушны в вопросе дальнейшей интеграции региона. С 1997 года в рамках организации стали создаваться структуры, способствующие решению этого вопроса. АСЕАН плюс три стала одной из таких структур. К организации присоединились Китайская Народная Республик, Япония и Южная Корея. Далее провели еще один саммит, где помимо стран-участниц и наблюдателей присутствовали Индия, Новая Зеландия и Австралия. Предполагалось, что объединение государств положит начало структуре, по своим функциям и принципам работы, схожей с Европейским Союзом.
Сотрудничество между АСЕАН и Китаем строится на принципах добрососедства и дружбы. Они поддерживают отношения сотрудничества и продвигают идею совместного решения проблем. Китайская экономика растет очень быстрыми темпами. Страна стала стратегически важным партнером для регионального объединения. Китай присоединился к договору спустя 12 лет с начала обсуждения возможного сотрудничества в 1991году. Сейчас между АСЕАН и Китаем действует зона свободной торговли. В 2018 году был разработан план стратегического сотрудничества организации и страны вплоть до 2030 года.
Объем торговли между АСЕАН и Китаем вырос более чем в 80 раз. Гуманитарный обмен превысил 65 миллионов человек. За тридцать лет сотрудничества произошел обмен более чем 200 тысячами студентов. Побратимами стали более 200 городов.
Китай стал важной опорой стабильности и экономического развития региона. В начале пандемии коронавируса страны АСЕАН оказали безвозмездную поддержку Китаю, предоставляя медицинские товары, врачей и собственный опыт в здравоохранении.
Получается, что с одной стороны Китай является серьезным экономическим конкурентом АСЕАН, но с другой стороны сотрудничество и создание безопасного пространства в регионе дают намного больше преимуществ обеим сторонам.
Перспектива дальнейшего взаимодействия АСЕАН и Китая
АСЕАН занимает приоритетное направление в дипломатии Китая. Сближение организации и страны произошло в период пандемии коронавируса. АСЕАН остается крупнейшим торговым партнером Китая. Их совокупные инвестиции составляют 310 миллиардов долларов США. Сотрудничество между организацией и Китаем предполагает отказ от политизации научной сферы отношений. Цель – развитие международного антипандемического сотрудничества без конкуренции и геополитического давления.
Китай отказывается от участия в организациях или отношениях, которые подрывают работу АСЕАН. Также предлагается мирное урегулирование конфликтов и споров непосредственно между участвующими в этом странами. Инструментом решения проблемы считается консультирование и ведение переговоров. Необходимо отказаться от односторонних действий, чтобы избежать напряженности, усиления разногласий. Это позволит укрепить сотрудничество во всех сферах.
Крупнейшим достижением в отношениях АСЕАН и Китая является создание зоны свободной торговли. На долю участников приходится около 30% мирового оборота. Ожидается, что при росте населения региона эта доля будет увеличиваться.
Подписание Соглашения стало историческим событием. Эксперты полагают, что зона свободной торговли станет толчком к более быстрому восстановлению экономик региона после кризиса пандемии. Подписанное соглашение:
- Снижает таможенные пошлины.
- Вводит общие торговые правила.
- Совершенствует каналы поставок.
Договор распространяется в том числе на электронную коммерцию, авторские права и телекоммуникацию. Китай является активным участником торговых войн против США, поэтому сближение с АСЕАН стало политическим и экономическим выигрышем Пекина. Индийская сторона, оставшаяся за границами договора, переживает о том, что снижение пошлин может нанести серьезный удар на внутренних производителей. Но правительство страны отказывается от сотрудничества с региональной группировкой в будущем.