Конфликт в Южно-Китайском море
Конфликт в Южно-Китайском море – это конфликт, разгоревшийся за Парасельские острова и острова Спартли, и ставший угрозой стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Территориальные споры остаются главным камнем преткновения во всем миру. Они остаются ключевыми источниками конфликтов. Международное сообщество стремится урегулировать подобные разногласия мирным путем, но именно территориальные споры являются источником военных столкновений.
Камнем преткновения в отношениях Китая и АСЕАН является международно-правовой режим Южно-Китайского моря. В конце 20 века Китай серьезно укрепил свое экономическое и политическое положение, что напугало его соседей. В 1995 году КНР заняла риф Мисчиф, поэтому Филиппины, Манила и Ханой выдвинули требования о создании механизма, способного противодействовать экспансии Китая.
Данный запрос привел к тому, что был разработан Кодекс поведения стран, имеющих выход к Южно-Китайскому морю. Филиппины и Вьетнам взяли на себя обязательства по его разработке. Эти страны стали преследовать собственные цели. Филиппины, находящиеся в дружеских отношениях с США предлагали включить в кодекс возможность внешнего вмешательства, а Вьетнам стремился включить в документ проблемные Парасельские острова и архипелаг Спратли. Против этих инициатив выступила Малайзия. Страна поддержала действия КНР и настаивала на ведении переговоров.
Несколькими годами позже Филиппины при поддержке Вьетнама предложили совместно осваивать спорные территории. КНР и Малайзия вновь выступили против, так как не хотели, чтобы соглашение носило строгую юридическую форму. В итоге вместо кодекса в 2002 году в Камбодже была принята декларация.
Принятый документ не стал рабочим, так как он не смог разрешить причину споров между сторонами. В большей степени декларация напоминала высказывание намерений, нежели регулирующий инструмент.
Причины конфликта в Южно-Китайском море
Между китайскими и вьетнамскими войсками в марте 1988 года произошло столкновение за территории Южного рифа Джонсона в районе островов Спратли. ЮНЕСКО в тот период согласилась с тем, что китайская сторона создаст пять пунктов наблюдения для ведения наблюдения за Мировым океаном. Тайвань успел занять один из островов Спратли, при этом в ЮНЕСКО не было учтено, что Китай не считает Тайвань независимой территорий, и что он не предъявлял права на данные острова. В результате для размещения оборудования был выбран остров Джонсон, что привело в движение Вьетнам, решивший вести наблюдение за деятельностью КНР в Южно-Китайском море.
По версии китайской стороны противостояние началось из-за того, что вьетнамцы пытались поставить национальный флаг на рифе Джонсон. В результате между китайскими и вьетнамскими военными произошла стычка. Далее стороны получили поддержку с воды, что привело к открытому военному столкновению.
Вьетнамская сторона посчитала, что размещение китайцами оборудования для наблюдений за океаном было провокацией. По их мнению китайская сторона хотела воспользоваться этим, чтобы получить доступ к островам и оккупировать их. Независимые эксперты подтвердили, что обе стороны были готовы к провокации и действовали для того, чтобы оккупировать спорные территории. Результатом стал военный конфликт. Обе стороны стремились занять риф Джонсона.
Итогом данного противостояния стало наращивание китайской стороной своего присутствия на острове Спратли. В середине 90-х произошло столкновение интересов КНР и Филиппин за риф Бедствия. Однако, филиппинское правительство решило избежать открытой конфронтации.
Позиции сторон в конфликте в Южно-Китайском море
На протяжении 20 века конфликт в Южно-Китайском море носил пассивный характер. Причиной начала активной фазы конфликта стало обнаружение углеводородов на спорных территориях. Филиппины направили через посольство Китая в своей стране ноту, где содержались претензии к злоупотреблению Китаем своей геополитической позицией. Ссылаясь на Конвенцию ООН по морскому праву, Манила требовала остановить экспансию Китая. Гаагский трибунал в течение трех лет рассматривал это дело и пришел к выводу, что требования Филиппин являются обоснованными.
Со своей стороны Китай ссылался на Декларацию 2002 года, по которой любые споры должны были решаться в досудебном порядке. Правительство КНР ссылалось на то, что суд Гааги не имеет компетенции для разрешения подобных споров. Кроме того, китайская сторона полагала, что причин для конфликта нет, так как его деятельность в Южно-Китайском море носила правомерный характер.
Декларация, которую подписали стороны конфликта не стала инструментом регулирования. В ней лишь был закреплен факт мирного решения проблемы. Декларация так же закрепляет необходимость следовать Конвенции ООН по морскому праву. Международное право, в свою очередь, позволяет одной из сторон спора обратиться в международный суд, если она считает, что ее права были нарушены. Поэтому аргументация китайской стороны выглядит не совсем корректной. Кроме того, Гаагский суд рассматривал вопрос нарушения Конвенции ООН, а не территориальных прав. Китай так же не смог предоставить исторических доказательств того, что он имеет права на спорные территории.
Разрешение конфликта в Южно-Китайском море возможно при соблюдении следующих условий:
- Установление и закрепление четких географических границ спорной территории.
- За каждой стороной конфликта должен быть закреплен список обязанностей, которые необходимо выполнять.
- Стороны не должны претендовать на территории, закрепленные за другими странами.
- Закрепление положений по рыболовству на трансграничных территориях.
Разрешение спора может быть достигнуто тогда, когда каждая сторона обозначит свои позиции и будет стремиться к поиску решения. Китай вряд ли пойдет на уступки, так как это подорвет его геополитическое влияние в регионе.