Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Китайско-пакистанский коридор

Определение 1

Китайско-пакистанский коридор (КПЭК, СРЕС) – это инвестиционный проект Китая в Пакистане осуществляемый в рамках программы «Один пояс – один путь» и направленный на модернизацию инфраструктуры Пакистана

Сущность КПЭК

Китай является одной из наиболее динамично развивающихся экономик мира, стратегия развития которой представляет собой экономическую экспансию, направленную на проникновение в рынки сбыта по всему миру – как в Азии, так и в Европе, Африке, Америках. В рамках реализации своей стратегии Китай нуждается как в новых рынках сбыта своих товарах, так и улучшении условий логистики – сокращении расходов и времени на транспортировку товаров, а также повышении безопасности путей. Морские коммуникации, которыми преимущественно пользуется Китай в настоящее время предполагают не только длительные временные затраты, но также и зависимость от китайско-американских отношений и являются рычагом давления на Китай со стороны США. В связи с этим еще в 2013 году Китай озвучил инициативу «Один пояс – один путь» предполагающую создание современной инфраструктуры на пространстве центральной Азии, Ближнего Востока, России, использование Северного морского пути, как существенных альтернатив существующим в настоящее время каналам, которые позволили бы как снизить издержки, так и сделать логистику китайских товаров более безопасной.

В 2013 году Си Цзиньпин перечисляет южное направление в числе прочих, перспективные направлений осуществления инициативы «Один пояс – один путь», а в 2015 году уже публикуется документ «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века» в котором четко прописаны основные принципы и приоритеты концепции. В апреле 2015 года Си Цзиньпин совершает официальный визит в Пакистан в ходе которого заключается свыше 50 соглашений, обрисовывавших перспективы Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК).

Основной целью КПЭК является развитие инфраструктуры и энергетической безопасности Пакистана. По оценкам пакистанских экономистов их страна ежегодно теряла порядка 3,5% ВВП из-за плачевного состояния инфраструктуры, кроме того для Пакистана характерен энергетический дефицит – многие его регионы не имеют стабильного электроснабжения, не говоря уже о газификации. Основными проектами КПЭК являются:

  • модернизация пакистанского порта Гвадар, его углубление с 10 до 17 метров, создание современной инфраструктуры и аэропорта;
  • модернизация 3-х шоссейных дорог соединяющих Гвадар с Исламабадом и Пешаваром, а также Каракорумского шоссе – единственной автомобильной дороги, соединяющей Китай и Пакистан;
  • реализация энергетических проектов – строительство ГРЭС, ветряных и солнечных электростанций, а также традиционных ТЭЦ, работающих на угле;
  • строительство газо- и нефтепроводов.
«Китайско-пакистанский коридор» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В 2016 году Китай определял размер инвестиций на реализацию проектов в 46 млрд. долларов, однако уже в 2017 году эта сумма выросла до 62 млрд. долларов. При этом только 20% от общей суммы являются прямыми долговыми обязательствами, в то время как 80% будут реализовываться в рамках совместных китайско-пакистанских предприятий. Правительство Пакистана предполагает, что реализация проектов КПЭК увеличит ежегодный экономический рост страны на 2-2,5%, а ежегодный возврат вложенных средств составит 6-8 млрд. долларов посредством налогов и неналоговых сборов.

КПЭК и проблемы безопасности

Реализация проекта КПЭК предполагает, что Пакистан станет транзитной артерией для транспортировки китайских товаров в страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Европы, а также импорта в сам Китай. В частности, через Гвадар в Китай будет идти транспорт иранской нефти, благодаря чему она станет пребывать в границы КНР на 20-25 дней быстрее, чем традиционным морским путем.

Однако и сама инфраструктура, и поток товаров, и китайские специалисты и рабочие в Пакистане нуждаются в безопасных условиях своего функционирования. Между тем уже в 2016 году в Пакистане отмечались столкновения между китайскими рабочими и местными жителями, которые носили как бытовой, так и политический характер (пакистанцы действовали под лозунгами защиты своих рабочих мест от китайцев). Данная проблема достигла таких масштабов, что потребовала от правительства Пакистана формирования особого подразделения по охране китайских рабочих численностью в 15 тыс. человек.

Проблемы с безопасностью КПЭК тесно связаны с общими проблемами региона, а именно действием исламских радикалистских и террористических группировок, а также близостью наименее стабильного государства региона – Афганистана. Несмотря на все усилия пакистанских властей афгано-пакистанская граница остается неспокойной и достаточно проницаемой для террористических отрядов, что также создает потенциальную угрозу для деятельности КПЭК.

Отдельную угрозу представляет собой позиция Индии относительно КПЭК, которая оценивает данный проект крайне скептически. Это связано в первую очередь с тем, что транспортные артерии КПЭК пролегают по территории Гилгит-Балтистан, права на которую предъявляют как Пакистан, так и Индия. Полноценное функционирование КПЭК в свою очередь снизит шансы Индии на отчуждение данной территории от Пакистана до минимума, что создает опасность действия на пакистанских коммуникациях индийских радикалов.

Оценки проекта КПЭК

Такой крупный инвестиционный проект как КПЭК неизбежно вызывает крайне разносторонние и неоднозначные оценки как в самом Пакистане, так и международном сообществе.

С одной стороны, правительство Пакистана, а также ряд центрально-азиатских стран, таких как Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, заинтересованы в реализации КПЭК и своем участии в нем. Для правительства Пакистана это очевидная возможность провести модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры страны за счет сторонних инвестиций, страны ЦАР в свою очередь при подключении к проекту могут получить доступ к инфраструктуре Пакистана, новым торговым маршрутам и рынкам сбыта.

С другой стороны, существует блок стран противников КПЭК, к которому можно отнести:

  • Индию,
  • США,
  • Японию.

Индия по мимо несогласия с вовлечением в КПЭК спорных территорий, опасается чрезмерного усиления влияния Китая на мусульманские страны региона, благодаря чему вдоль границ Индии возникает целое кольцо из лояльных Китаю государств. Официальные лица Индии упирают на то, что КПЭК окажется долговой ямой для Пакистана и поставит его в зависимость от Китая на долгие годы. Пакистанские власти в свою очередь указывают, что долговые обязательства будут частично перекрыты доходами от обновленной инфраструктуры, а частично рассчитывают на откладывание сроков или списание долгов со стороны Китая.

Дата написания статьи: 06.08.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot