Феномен Арабской весны
Арабская весна – это название протестов, демонстраций и революционных событий, начавшихся в конце 2010 – начале 2011 гг. и прокатившихся по арабскому миру.
Арабская весна затронула целый ряд стран Северной Африки и Ближнего Востока, всколыхнув весь мир (рисунок 1). Ее основу составили различные методы гражданского сопротивления.
Рисунок 1. Арабская весна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Итак, основными событиями эпохи Арабской весны сегодня считаются:
- революции в Египте и Тунисе;
- гражданская война в Ливии, приведшая к падению правящего режима;
- массовые протесты в Алжире, Марокко, Иордании, Ираке, Бахрейне и Омане;
- менее значительные протесты в Ливане, Кувейте, Саудовской Аравии, Мавритании, Западной Сахаре и Судане.
Гражданские восстания в Йемене и Сирии переросли в полномасштабные региональные конфликты, перешедшие границы некоторых государств и спровоцировавшие рост радикальных исламистских течений, в том числе появление ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации).
Наиболее знаковым последствием событий Арабской весны считается укрепление политических позиций радикальных исламистов в мусульманских странах. В особенности это касается тех государств, в которых произошла смена власти.
В рамках Арабской весны по ряду арабских стран прокатилась волна народных выступлений, приведших к обострению внутриполитической ситуации, а в ряде случаев – и вовсе к смене государственной власти. Сегодня большинство экспертов сходится во мнении о том, что феномен Арабской весны, о какой бы стране не шла речь, имеет определённую закономерность. Заключается она в укреплении позиций и росте популярности исламистских политических партий, групп и организаций во всех государствах Северной Африки и Ближнего Востока, которые оказались охвачены массовыми протестами и выступлениями. Таким образом, вполне справедливо говорить о том, что исламский фактор сыграл в Арабской весне 2011 года довольно значимую роль. Рассмотрим его влияние более подробно.
Влияние исламского фактора на развитие событий Арабской весны
В современном мире ислам является религией, наиболее быстрыми темпами набирающей распространение среди населения нашей планеты. Исламское вероучение активно развивается и распространяется. При этом речь идет о распространении ислама как религии в мире с одной страны, и о расширении радикальных взглядов на ислам – с другой стороны. К сожалению, активно распространяются и радикальные взгляды на ислам. Именно это зачастую приводит к конфликтам.
Именно социальные конфликты сыграли ключевую роль в развитии событий Арабской весны 2011 года. Имея под собой этническо-религиозную почву, протекали они довольно остро. Нередко в ходе возникновения и развития социального конфликта в арабских странах его участники апеллировали к религиозным нормам ислама. Таким образом, они хотели донести свою правоту или же решить ту или иную проблему. Особую роль сыграло противостояние двух ветвей ислама – шиитской и суннитской.
Отдельного внимания, пожалуй, заслуживает вопрос политизации ислама в форме исламизма. События Арабской весны вновь продемонстрировали отсутствие в регионе надлежащей системы безопасности. Массовые протесты и новые гражданские войны лишь обостряли уже имевшиеся проблемы и усугубляли гуманитарную ситуацию. В большинстве стран арабского мира маргинализация мусульманского населения сопровождалась ростом недовольства госчиновниками и властями, погрязшими в коррупции. Все это создало благодатную почву для распространения идей радикального ислама, особенно среди молодёжи. Еще одной причиной тому стал кризис, переживаемый современной идеей арабского единства. Еще более укреплению позиций фундаменталист ких сообществ в мусульманской среде способствовало расширение международной транспортной инфраструктуры и широкое распространение новых информационных технологий.
Перспективы использования исламского фактора для разрешения противоречий
Как бы там ни было, в Североафриканском и Ближневосточном регионах ислам и его религиозные нормы имеют двойственный характер и выступают в двух ипостасях:
- с одной стороны являются причиной возникновения социальных конфликтов;
- с другой стороны служат основой для их позитивного решения.
Говоря о событиях Арабской весны, следует помнить, религиозные исламские нормы традиционно играют большую роль и значение для арабского общества. Однако, арабские революции, произошедшие в эпоху Арабской весны, велись не под религиозными лозунгами. Их главной причиной выступал социально-экономический характер назревших в арабском обществе проблем. В то же время исламский фактор не мог не наложить свой отпечаток на ход протекания революционных процессов в странах арабского мира.
Несмотря на то, что в арабских странах социальные конфликты на почве различного толкования исламского вероучения стали распространенным феноменом, можно проследить тенденцию применения религиозных предписаний ислама для решения различных конфликтов между социальными группами в арабском мире. И все же, нельзя обойти стороной тот факт, что именно Арабская весна стала одной из причин возникновения целого ряда радикальных исламистских группировок, являющихся прямым воплощением террористических угроз всему миру. Некоторые эксперты их возникновение сопоставляют с реакцией на вестернизацию и либерализацию арабского социума.
Постепенно, по мере широкой популяризации радикальных трактовок ислама как отдельной религии, в мире постепенно происходит подмена понятий. В результате исламский фундаментализм начинает трактоваться в роли самого исламского вероучения. Подобный подход является в корне неверным, невежественным и ошибочным. Ключом к урегулированию возникших в Северной Африке и на Ближнем Востоке и недопущению новых конфликтов должно выступать правильное понимание и толкование ислама как религии. В противном случае ситуация будет лишь усугубляться.