Содружество Независимых Государств (СНГ) – это международная организация, объединяющая независимые страны – бывшие республики СССР, с целью развития экономической, социальной, культурной интеграции между ними.
Задачи и перспективы интеграции в рамках СНГ
СНГ был создан в 1991 году главами Белоруссии, Украины и России, после чего к организации присоединились все страны, возникшие на пространстве бывших советских республик за исключением прибалтийских государств. Первоначально перед СНГ стояли две основных задачи:
- осуществления процедуры ликвидации СССР и раздела общесоюзного наследия между государствами-преемниками;
- сохранение и укрепление интеграционных связей между государствами основанными на тесной экономической, культурной, социальной, научно-технической взаимосвязанности.
Данные задачи первоначально находились в противоречии друг с другом, что во многом обусловило итоги дальнейшей деятельности СНГ. Первая задача, по «цивилизованному разводу» стран была осуществлена достаточно успешно, в то время как задачи интеграции, несмотря на заключение многочисленных соглашений носила в большей степени декларативный характер. Причины этого лежали в преобладающем стремлении государств – членов СНГ к независимости, которая была несовместима с понятием интеграции, а также выстраиванию самостоятельных отношений с третьими странами – прежде всего государствами ЕС, США, Ближнего Востока и азиатского региона.
В рамках СНГ последовательно заключались такие соглашения в области экономической интеграции как:
- Договор о создании Экономического союза 1993 года;
- Соглашение о создании ЗСТ 1994 года;
- Соглашение о создании Таможенного союза 1995 года;
Однако несмотря на заключаемые соглашения реальные объемы торговли в рамках СНГ стремительно снижались. Так если в 1992 году оборот составил 138 млрд. долларов, то в 2000 уже 59 млрд. долларов. При этом объемы торговых взаимоотношений с третьими странами в это же время неуклонно росли. Причины низкой эффективности, предпринимаемых заключались как в их декларативности и непоследовательности, так и в отсутствии материально-промышленных предпосылок для роста торговли в рамках СНГ, в силу неконкурентоспособности промышленных товаров, технически сложных изделий, в сравнении с товарами предлагаемыми зарубежными странами.
Кроме того, значительное влияние на интеграционные процессы в рамках СНГ оказывает все возрастающая разница в экономическом и социально-политическом развитии между странами, что создает дополнительные трудности на пути формирования единого экономического пространства. В результате неудовлетворённости действием соглашений в рамках СНГ организацию в разные годы покинули Грузия, Украина и Туркменистан. В настоящее время несмотря на сохранение СНГ, организация нуждается в серьёзном реформировании своих структур, целей и задач, которые позволили бы вывести ее деятельность на новый, имеющий реальное значение для интеграции стран-участников уровень, в противном случае она остается лишь формальным соглашением.
Интеграционные проекты в рамках СНГ – Союзное государство и ЕАЭС
Итогом разноскоростной интеграции в рамках СНГ стало возникновение региональных блоков и объединений, таких как Союзное государство России и Белоруссии; Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС) вкачавшее в себя Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан; Таможенный союз, объединивший пять стран – Белоруссию, Россию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан; ГУАМ в составе Украины, Грузии, Молдавии и Азербайджана.
Создание подобных региональных интеграционных проектов представляет собой один из перспективных вариантов развития и трансформации СНГ. В рамках региональных структур объединяются именно те страны, сотрудничество между которыми действительно наиболее интенсивно и имеет значительные перспективы роста в силу торгово-экономических, природно-географических, национально-политических взаимосвязей.
Союзное государство России и Белоруссии (СРБ) представляет собой один из наиболее глубоких региональных интеграционных проектов, предпосылками которого выступало постепенное сближение правовых, экономических, культурных пространств стран начиная с 1994 года. Сам договор о создании СРБ был заключен в 2000 году. Проект предполагает всеобъемлющую интеграцию политического, экономического и культурного пространства двух стран, при сохранении их суверенитета и фактической независимости. Несмотря на определенное охлаждение отношений России и Белоруссии в 2010 году, идеи СРБ продолжают оставаться актуальными и по настоящее время, а сам проект выступает в качестве модели возрождения интеграционных процессов в рамках СНГ.
Значительные успехи в области торгово-экономического сотрудничества были достигнуты по линии Таможенного союза – ЕАЭС. Таможенный союз 1995 года в 2000 был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), предполагающее большую степень интеграции экономик стран участниц, объединяющие достижения ЗСТ (беспошлинная торговля) и Таможенного союза (единый таможенный тариф для третьих стран), для создания единого экономического пространства. В 2015 ЕврАзЭС был преобразован в ЕАЭС – Евразийский экономический союз, как новую ступень развития организации. Структура ЕАЭС во многом основана на институциональной модели ЕС и предоставляет перспективы для формирования разностороннего партнерства, выходящего за рамки исключительно экономических интересов.
ГУАМ
Государства, наименее заинтересованные развитием интеграции в рамках СНГ, неизбежно связанного со сближением с Россией, а в большей степени ориентированные на вхождение в западноевропейское пространство образовали в 1997 году Организацию за демократию и экономическое развитие ГУАМ, аббревиатура которой составлена по первым буквам названия стран-участниц – Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии.
Страны ГУАМ ориентированы на вхождение как в Европейский союз (прежде всего Украина), так и в структуры НАТО, активно участвуя в программах сотрудничества с последней организацией. Помимо экономических отношений, страны ГУАМ объединяет внешнеполитическая повестка, связанная со стремлением разрешить замороженные территориальные конфликты СНГ, такие как Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия.
На пике активности организации в 2006-2008 годах ее члены выступали с активной критикой миротворческой деятельности РФ в данных регионах, а также стремились продавить решение по замене российских миротворцев собственными полицейскими контингентами. Однако после Южно-Осетинского конфликта августа 2008 года, развязанного грузинской стороной, международный интерес к деятельности и риторике ГУАМ упал на длительное время вплоть до 2014 года.