Исторические предпосылки формирования и специфика деятельности ЕС и ЕАЭС
Европейский Союз (ЕС) – это политико-экономическое объединение 27 европейских стран.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – это международная организация региональной экономической интеграции, обеспечивающая проведение согласованной, скоординированной либо единой экономической политики, а также свободу товародвижения, услуг, капитала и рабочей силы внутри союза.
Исторические предпосылки и сам процесс формирования ЕС и ЕАЭС существенно различаются. Рассмотрим их более подробно.
Свой импульс к развитию ЕС и ЕАЭС получили в различные исторические периоды, для которых, соответственно, были характерны различные политико-экономические условия. В то же время их формированию и в том, и в другом случае предшествовал период политического кризиса и дезинтеграции. На пространстве будущего Европейского сообщества, впоследствии преобразованного в Евросоюз, дезинтеграция и кризис приняли характер двух мировых войн с небольшим промежутком, который также был наполнен гражданскими конфликтами и политической нестабильностью. Развитие евразийских интеграционных процессов происходило в период после распада единого государства, сопровождавшийся возникновение нескольких горячих точек, а также довольно длительным периодом политической нестабильности в некоторых новых независимых государствах.
На начальной стадии становления ЕС и ЕАЭС различия между ними проявлялись в следующем:
- Ключевые «государства-спонсоры» европейской интеграции (Германия и Франция в частности, а также примкнувший к ним ряд мощных промышленных западноевропейских стран) были относительно состоявшимися национальными государствами, в которых процессы нациестроительства в виду длительного периода их суверенного существования были практически завершены.
- После распада Советского Союза были сформированы новые независимые государства, в которых процессы нациестроительства находились еще на ранних стадиях. Это, в свою очередь, обуславливало повышенный уровень конфликтности и препятствия для интеграции.
Отсюда свои корни берут различия в «интеграционных» стратегиях элит государств двух регионов.
В рамках Европейского сообщества национальные элиты стремились к недопущению возникновения новых кровопролитных войн и межгосударственных конфликтов. Союз был призван обеспечить взаимное сдерживание и не допустить возникновения новых территориальных конфликтов и споров. На евразийском же пространстве национальные элиты рассматривали региональное объединение как способ сохранения политического диалога и важнейших инфраструктурных и экономических связей, а также как один из способов укрепить собственное положение в качестве руководителей независимых государств.
Не стоит забывать и о различиях в географических условиях развития двух объединений.
Сравнительный анализ институциональных основ ЕС и ЕАЭС
ЕС и ЕАЭС имеют уникальную историю, культуру, языки, собственные политические системы. Все это предопределяет самобытные способы их эволюции. Между ЕС и ЕАЭС имеется множество институциональных различий. В то же время, есть между ними и сходства. Так, например, обе организации являются акторами в современной системе международных отношений. С точки зрения масштабов деятельности и географического охвата их соотносят с континентальными международными политическими институтами. Оба объединения имеют характер наднациональных.
В то же время ЕС функционирует на наднациональном принципе, а ЕАЭС способствует межгосударственному принципу сотрудничества. В основе интеграционного процесса и самой деятельности политических институтов ЕС и ЕАЭС лежат политические и экономические взаимоотношения, а также исторически сложившаяся специфика постсоветского пространства.
ЕС в основе своей опирается на принцип солидарности, согласно которому более развитые с экономической точки зрения страны-члены должны оказывать помощь в экономическом развитии развивающимся государствам-членам и субрегионам, дабы они были способны вести конкурентную борьбу на едином европейском рынке. Для евразийской интеграции характерен разноскоростной характер. В частности, речь идет об экономической готовности стран-членов к дальнейшей интеграции.
ЕС и ЕАЭС прошли все необходимые фазы интеграции (рисунок 1).
Рисунок 1. Фазы интеграции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако, Евросоюз в отличие от ЕАЭС сумел завершить процесс политического и валютного союза.
Евразийский интеграционный процесс, обладающий высокой степенью динамизма, приобрел поистине уникальный характер. В основе его организации лежит учет опыта ЕС и иных региональных объединений. Для европейской интеграции в большей степени характерно делегирование большей части суверенитета стран-членов. Таким образом, речь идет об ослаблении суверенитетов национальных государств-членов ЕС.
В основе институциональных рамок ЕС и ЕАЭС лежит учет политических и экономических отношений, а также самой специфики постсоветского пространства. Их институциональная структура на систематической основе обеспечивает следующее:
- реализацию орудий труда для достижения целей;
- представление и продвижение ценностей и интересов союза;
- принятие решений на основании законодательного процесса; обеспечение согласованности, непрерывности и эффективности проводимой политики.
Политические институты ЕС и ЕАЭС составляют инструментальную основу международных интеграционных процессов.
Сегодня на международной арене ЕАЭС и ЕС выступают в роли уникальных интеграционных феноменов, имеющих свои собственные культурные и географические специфики и вышедших на новый уровень межгосударственного сотрудничества. Оба интеграционных объединения отражают реальные политические и экономические тенденции в уникальных регионах мира и формируют взаимодействие между ними. В значительной степени они предопределяют современные международные политические реалии и имею потенциал к изменению статуса-кво на мировой арене в многополярном мире. Отдельного внимания заслуживает роль политических институтов ЕАЭС и ЕС. Считается, что в международных интеграционных процессах она может выйти на новый уровень – в форме сотрудничества двух объединений в таких областях, как охрана окружающей среды, энергетика, свободная торговля, регулирование политические и экономических систем согласно правовым система, образование и культура.