Международная безопасность
Международная безопасность – это система международных отношений, которая основана на соблюдении общих правил, норм и принципов в части разрешения конфликтов мирным путем.
Сегодня мир меняется достаточно быстро. Страны отказываются от применения силы, угроз и военных конфликтов. Если раньше каждая страна существовала отдельно, то теперь связи между государствами настолько переплелись, что проблемы одной страны быстро распространяются и на другие страны.
Несмотря на всеобщую договоренность не применять силу и договариваться через дипломатические переговоры, главенствующую роль продолжают играть державы, которые имеют политический, экономический вес в мире. Они применяют косвенное давление для получения собственной выгоды.
Эксперты отмечают следующие угрозы международной безопасности:
- Международные войны и конфликты.
- Насилие против гражданского населения.
- Организованная преступность.
- Терроризм и оружие массового уничтожения.
Сюда относят нищету, вирусные заболевания, деградацию окружающей среды, так как они явления могут быть разрушительными и приводить к необратимым последствиям. Все они могут подорвать стабильность государства, а значит, повлиять на нормальное функционирование мировой системы.
Международная безопасность в современном мире может быть достигнута через трансформацию международных отношений таким образом, чтобы каждое государство имело возможность сохранять свою целостность и суверенитет, не мешая другим странам. На Генеральной ассамблее ООН было отмечено, что международная безопасность является следствием национальной, поэтому первостепенной задачей является налаживание внутренней стабильности и безопасности страны в разных сферах деятельности.
Государства-изгои
Государства-изгои – это политическое клише, придуманное средствами массовой информации. Оно используется по отношению к государствам, которые воспринимаются мировым сообществом в качестве угрозы. Например, в американском документе «Стратегия национальной безопасности США» представлены следующие характеристики стран-изгоев:
- Жестокое обращение с населением.
- Бесконтрольное расходование национальных ресурсов ради выгоды правителей.
- Неуважение к международным нормам и правилам.
- Угрозы соседним государствам.
- Нарушение подписанных международных соглашений.
- Попытки получить доступ к ядерному оружию.
- Оказание помощи террористическим группировкам.
- Нарушение базовых прав человека.
Против стран-изгоев сегодня принимаются санкции, которые мешают их нормальному социально-экономическому развитию. Например, Иран из-за нежелания отказаться от ядерной программы подвергается санкциям. В регионе его рассматривают как угрозу распространения экстремистских религиозных взглядов. Еще одной страной-изгоем является Северная Корея. Против этого государства введено множество санкций, причиной тому служит нарушение прав человека и наличие собственной ядерной программы. Арабские страны выступают против Израиля, поэтому запрещают сделки с этой страной или отказывают в получении визы. Ираку запрещено торговать оружием. Еще одной страной-изгоем считается Судан. Он был обвинен в попытке дестабилизировать ситуацию в соседних странах. США ввели против страны экономические, финансовые и торговые санкции.
После войны в Сирии страна стала изгоем. Против нее действуют торговые санкции и запрет на экспорт энергоресурсов. Ливии запрещено проводить сделки с оружием, экспорт нефти. Аннексия Крыма в 2014 году сделала Россию опасным государством, поэтому против страны были введены экономические и финансовые санкции. Та же проблема коснулась Украины.
Государства-изгои и вопросы международной безопасности
Государства становятся изгоями часто благодаря международной пропаганде, где основным движущим фактором является США. Внешняя политика страны направлена на изоляцию «опасных» по ее мнению стран с целью сохранения стабильности и международной безопасности. Страны-изгои широко исследуются в рамках международных отношений. Ученые пользуются различными теориями для объяснения данного феномена. Наиболее популярной считается теория Беккера о «клеймении». Страны условно делятся на «отверженных» и страны с феноменом «самовоспроизводящегося пророчества».
Гофман разработал понятие «стигма» в международных отношениях. То есть стигматизация отдельных стран становится выгодной для других государств. Это позволяет объединиться в борьбе с «невидимо» угрозой. Английская школа международных отношений говорит о том, что безопасность и продуктивные связи между странами возможны только тогда, когда у них есть общие интересы и ценности.
Сам термин «страны-изгои» появился еще в конце 70-х годов. Американский президент Картер так называл спонсоров терроризма. Также появились смежные смысловые понятия, например, «оси зла». Сюда вносились страны, которые считались помощниками международного терроризма.
Чуть позже этот термин был заменен на термин «государства, вызывающие озабоченность». Сюда попали помимо постоянных членов Израиль, Пакистан и Индия. Беккер отмечал, что «демонизация» государственного лидера или государства в целом ведет к «самовоспроизводящемуся пророчеству», то есть индивид или страна начинают вести себя именно так, как им предписано общественностью, что повышает уровень угрозы международной безопасности.
Таким образом, выделение стран-изгоев в мировом сообществе ведет к повышению опасности и дестабилизации международной безопасности. Изоляция страны вынуждает ее к крайним мерам, что может перерасти в вооруженные конфликты. Несмотря на то, что термин «страна-изгой» был изменен на более политкорректный, проблема остается нерешенной. Такой подход позволяет проявлять свое влияние крупным державам и диктовать требования другим странам.