Сущность и основы глобализации экономики
Глобализация экономики – это процесс усиления экономической взаимозависимости национальных экономик, сопряженный с повышением объёмов и скорости движения технологий, товаров, услуг и капиталов через границы государств.
Глобализация в общем смысле представляет собой процесс разрастания взаимосвязей, взаимозависимости и взаимовлияния стран и их народов на всех уровнях, начиная от политической и экономической сфер и заканчивая сферами духовной и социальной. Иначе говоря, речь идет о слиянии экономик различных стран в единую общую международную экономику.
В основе глобализации экономики лежит две базовые составляющие – унификация и интеграция. В первом случае речь идет о приведении к единому стандарту, а во втором – об установлении взаимосвязей между отдельными объектами мировой экономики.
Основными причинами глобализационных процессов в экономике считаются:
- разрастание международных торговых отношений, в результате чего отдельно взятые экономики стали со зависимыми;
- ослабшие традиции и обычаи прошлых лет;
- разработка и распространение высокоскоростного транспорта;
- внедрение в общества отдельно взятых стран единых усовершенствованных средств связи;
- появление единого информационного пространства;
- необходимость объединения усилий мирового сообщества перед лицом глобальных проблем.
Глобализация экономики является процессной категорией, и как процесс она занимает довольно много времени. Условно весь этот процесс в рамках мировой истории принято делить на 5 этапов (рисунок 1).
Рисунок 1. Этапы глобализации экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Результатом процессом усиления между странами экономической интеграции служит слияние отдельных национальных рынков в единый всемирный рынок. Сам феномен глобализации сегодня выходит далеко за чисто экономические рамки, оказывая влияние на все ключевые сферы общественной деятельности, включая культуру и политику.
Стоит отметить, что глобализацию экономики можно рассматривать в позитивном и негативном ключе. К числу основных плюсов глобализации экономики можно отнести, прежде всего, ее развитие. Кроме того, глобализация заставляет страны интегрироваться, создавая, таким образом, конкурентоспособное и благоприятные условия для мировой экономики. В то же время у экономической глобализации имеются и свои недостатки. Прежде всего, речь идет о рисках снижения национального производства и ликвидации национальных особенностей в культурной сфере. Кроме того, не исключено следование одним брендам товаров.
В настоящее время глобализация экономики развивается стремительными темпами. Рассмотрим основные формы ее проявления.
Формы проявления глобализации экономики
Глобализация экономики может принимать различные формы. Основными из них сегодня считаются:
- глобализация финансовых рынков;
- глобализация товарных рынков;
- глобализация производства.
Рассмотрим каждую из форм более подробно.
Глобализация финансовых рынков является неотъемлемой частью процесса постепенного превращения всего мирового хозяйства в единое, общее для всех стран объединение ресурсов, знаний, товаров, услуг и рабочей силы. В ее основе лежит, ы первую очередь, деятельность международных финансовых институтов.
Начавшись в ХХ веке одновременно с появлением первых транснациональных компаний и корпораций, процесс глобализации финансовых рынков активно продолжается и сегодня. Его главной целью выступает обеспечение свободы движения капиталов в экономику любых стран, а также повышение эффективности этих вложений за счет минимизации затрат и увеличения прибыльности.
В настоящее время до завершения процесса глобализации финансовых рынков еще достаточно далеко. Однако в итоге ожидается много положительных изменений. В частности, будет унифицирована политика управления макроэкономикой, стандартизированы все процессы управления вложениями среди всех участников рынка, а также разработаны и приняты ужесточенные антимонопольные законы и налоговая политика.
Глобализация товарных рынков свое отражение находит в слиянии национальных рынков и их постепенно стандартизации благодаря конвергенции покупательских потребностей.
С практической точки зрения глобализация товарных рынков проявляется в том, что международные компании все чаще рассматривают проблему сбыта продукции конечным потребителям сквозь призму всех международных каналов распределения. В настоящее время выделяют 3 основных глобальных связующих звена между продавцом и конечным покупателем:
- штаб-квартира международной компании-продавца, контролирующая каналы распределения и одновременно являющаяся их частью;
- межгосударственные каналы, обеспечивающие доставку товаров до границ зарубежных стран;
- внутригосударственные каналы, обеспечивающие доставку товаров от пункта пересечения границы иностранного государства до конечных потребителей.
На место множества схожих национальных продуктов приходит единые межнациональный продукт, который и выступает в роли стандарта качества в сегменте.
Глобализация производства сопряжена с производством в рамках одной компании товаров и услуг в различных регионах мира с целью получения конкурентных преимуществ благодаря национальным различиям в качестве и стоимости факторов производства. Таким образом, компании стремятся к снижению общего объема издержек и улучшению качества предлагаемых продуктов, что помимо прочего позволит повысить их конкурентоспособность на мировом рынке.
Сущность глобализации производства в современном мире сводится к деятельности транснациональных компаний по формированию межнациональных производств, основанных на использовании преимуществ доступности рабочей силы, ресурсов и систем налогообложения, предоставляемых национальными государствами. Подобного рода деятельность, в конечном счете, преследует одну единственную цель – достичь максимальной прибыли для компании.