История взаимоотношений и направления сотрудничества ЕС и РФ
История создания ЕС началась в 1951 году с создания ЕОУС – Европейского объединения угля и стали, которое стало первым интеграционным проектом. Вплоть до дезинтеграции советской системы отношения между СССР и странами Европы выстраивались преимущественно на основании двусторонних договоренностей, в качестве стратегического партнера для европейского сообщества ориентированного на США, Советский Союз не выступал.
В декабре 1991 года были подписаны Беловежские соглашения и образована Российская федерация, а в 1993 году после подписания и ратификации Маастрихтского договора был образован ЕС. В новых условиях Россия и ЕС представляли друг для друга значимых геополитических партнеров, что нашло свое отражение в Соглашении о сотрудничестве и партнерстве ЕС и России от 1994 года.
Основными направлениями по которым предполагалось развитие партнёрства ЕС и России являются:
- политические отношения
- торгово-экономические
- энергетика и экология;
- права человека и его свободы;
- образование;
- развитие науки и технологий;
- сотрудничество в области финансов.
Для России ЕС является крупнейшим рынком сбыта энергоресурсов, полуфабрикатов и иного сырья, а также важнейшим поставщиком высокотехнологичных товаров, новых технологий и инвестиций. ЕС в свою очередь также заинтересован в России как в емком рынке сбыта европейских товаров. ЕС и РФ являются географическими соседями и имеют общие границы, что делает их важными транспортными коридорами по линии связи Восток-Запад. Европа и Россия имеют длительную историю тесных взаимоотношений, в ходе которых Россия неоднократно активно участвовала в европейских политических и военных процессах, в том числе выступая в качестве миротворца. Сотрудничество в сфере международной безопасности и урегулирования конфликтов, которое является одним из внешнеполитических приоритетов ЕС, также является значимым направлением.
В свою очередь европейские политики еще со времен Ш. де Голля высказывались о создании единого европейского пространства от Британии до Урала, что предполагает непосредственное включение России в процесс евроинтеграции. Также ЕС стремится распространить свой авторитет в области прав человека, а также стандартов демократического и гражданского общества на Россию, обретя таким образом рычаги воздействия на внутреннюю политику страны.
Расширение ЕС на восток сделало одним из жизненно важных вопросов для РФ обеспечение коммуникаций с анклавом Калининградской области, граничащей со странами ЕС, что инициировало диалоги по установлению безвизового режима.
Вместе с тем несмотря на многие точки соприкосновения и сотрудничества, между ЕС и РФ существуют объективные противоречия, основанные на различиях национальных интересов. В частности:
- программа «Восточного партнерства» приводит к борьбе ЕС и РФ за лидерство в постсоветском пространстве;
- стремление ЕС диверсифицировать поставщиков энергоресурсов ведет к уменьшению доли поставок газа из РФ, а также заморозке таких проектов как «Южный поток» и «Северный поток-2»;
- ЕС и РФ с различных позиций смотря на регулирование многих региональных конфликтов, таких как конфликт в Сирии, конфликты на постсоветском пространстве;
- ЕС концентрирует основное внимание на отношениях с такими партнёрами как США и Китай, в то время как отношения с РФ выстраиваются по системе добрососедства;
- Расширение ЕС на восток включило в состав Евросоюза негативно настроенные к РФ страны (Прибалтика, Польша и т.д.) которые используют противостояние с РФ как политический капитал для получения дивидендов от США.
Отношения РФ и ЕС до 2014 года
Первые два десятилетия с момента заключения Соглашения о партнерстве отношения РФ и ЕС развивались достаточно поступательно. Так в 2005 году была составлена дорожная карта предполагавшая формирование общих пространств в сфере экономического сотрудничества, вопросов безопасности, правосудия и прав человека, образования и науки.
Несмотря на рост экономических показателей взаимного товарообмена отношения РФ и ЕС развивались достаточно медленно. Многие инициативы, такие как введение безвизового режима (инициированное в 2002 году), создание общего экономического пространства (2001 год), так и остались красивыми инициативами, переговоры по которым затягивались на десятилетия без внятных результатов и конкретных планов поступательной реализации.
Серьезным шагом, для развития двусторонних отношений стало вступление РФ в ВТО в 2012 году, однако Россию так и не смола реализовать полученные торгово-экономические преимущества во взаимоотношениях с ЕС, в связи с кризисом и сменой вектора данных отношений в 2014 году.
Введение санкций и замораживание сотрудничества
После событий на Украине 2013-2014 годов, связанных с насильственной сменой власти, а также последующим присоединением Крыма к РФ по итогам проведенного референдума, Европейский союз ввел в отношении России ряд политических и экономических санкций, направленных на оказание давления на позицию России и выполнения требований ЕС и США в украинском вопросе – а именно передачи Крыма украинской стороне и урегулировании конфликта на востоке Украины.
Политические санкции коснулись замораживания переговоров по расширению сотрудничества между РФ и ЕС, исключения России из ряда переговорных международных форматов. Экономические были введены против ряда российских компаний, осуществления платежных операций, ограничения распространения технологий в РФ, заморозка активов ряда компаний и частных лиц в европейских банках и т.д.
Хотя РФ была исключена из числа партнеров Евросоюза, а ЕС в целом занимает критическую позицию по отношению к России, как в связи с ситуацией по Украине, так и российскими контр санкциями, развитие отношений между РФ и европейскими державами продолжается. Как и в период сотрудничества России и ЕС, наиболее плодотворно складываются двусторонние отношения с отдельными европейскими странами (Италией, Германией и т.д.) чем с ЕС в целом, что связано с особенностями наднационального характера ЕС, его непостоянством, неповоротливостью и противоречивостью приоритетов.