Социальная политика
Социальная политика – это политическая деятельность, направленная на развитие и обеспечение социальной системы страны.
Целью социальной политики является улучшение уровня и качества жизни населения. Субъектом социальной политики может быть не только государство, но и различные негосударственные образования. Это могут быть надгосударственные структуры, которые берут на себя функции национального государства. Социальную политику реализуют отдельные административные образования, предприятия, транснациональные компании.
Социальная политика является всеобъемлющей. Она проводится сразу на всех уровнях – федеральном, региональном и местном. Она представляет собой целостную, взаимообусловленную систему, которая состоит из определенных элементов. Социальная политика является частью стратегического развития государства. Ее сущность заключается в реализации деятельности по выработке и реализации действий, направлены на улучшение положения каждого человека в обществе. Она учитывает особенности каждой группы населения.
Социальная политика реализуется с помощью различных инструментов. Одним из них является оказание социальных услуг. Объектом их получения выступают отдельные группы людей, например, безработные. В этом случае применяется страхование по безработице, но с проверкой реальной нуждаемости гражданина.
Стратегия социальной политики государства обычно ориентирована на решение следующих задач:
- обеспечение человеку приемлемых условий развития и труда,
- создание условий экономической и конституционной безопасности,
- поддержка семей,
- защита населения.
Нормализация социального положения граждан положительным образом влияет на экономические показатели, усиливает трудовую мотивацию, обеспечивает социальную защиту населения.
Социальная политика крупных корпораций
Рыночные отношения привели к тому, что компаниям приходится конкурировать друг с другом, причем конкуренция становится все более интенсивной. В результате предпринимателям приходится использовать все доступные для них ресурсы. Компании делают упор на улучшение показателей производительности, регулируют соотношение расходов и доходов. Но проблема заключается в том, что основной движущей силы конкурентной борьбы сегодня выступает человеческий капитал. Крупные компании достаточно быстро поняли эту тенденцию и начали вкладывать в наемную рабочую силу.
Социальная политика корпорации является мощным инструментом мотивации персонала. Она направлена на улучшение внутрикорпоративных условий, что позволяет работникам эффективно строить карьеру, чувствовать свою нужность и полезность для компании. В социалистических странах социальная политика даже на предприятиях регулировалась государством. Рыночная экономика передала решение этих задач полностью в руки частных лиц.
Создание эффективной системы мотивации является залогом долгосрочных отношений с персоналом. Социальная политика предприятия предполагает:
- Добровольный вклад руководства в развитие внутренней среды компании.
- Выработку нормативных документов, регулирующих систему льгот, компенсаций и социальной поддержки.
- Стимулирование персонала.
- Увеличение производительности труда, а значит, прибыли.
- Формирование положительной репутации предприятия.
Оптимизация социальной политики корпораций предполагает поддержание комфортного социального климата, оптимизацию системы льгот и иных выплат, привлечение менеджеров и специалистов для реализации стратегических задач, формирование прозрачной системы финансовой отчетности по социальным программам.
Эволюция социальной политики крупных корпораций
Социальная ответственность бизнеса стала формироваться еще в начале 19 века. Тогда началось движение в защиту прав трудящихся. Ряд стран убрали ограничения для создания корпоративных объединений. Кроме того, мировое сообщество стало рассматривать возможность введения общих социальных принципов для предприятий, среди них были:
- облегчение условий труда,
- стимулирование работников с целью их отказа от участия в беспорядках,
- поддержка стран с законодательством, защищающим права трудящихся.
В начале 20 века крупные предприятия стали следовать доктрине капиталистической благотворительности. Ее суть заключалась в том, что прибыльные компании должны были отдавать часть своих доходов на решение общественных проблем. Данная концепция не прижилась в корпоративных кругах. Ей на смену пришла идея «социальной ответственности». Предполагалось, что руководители предприятий при реализации своей производственной стратегии будут учитывать фактор влияния на общественную жизнь людей.
В 60-е и 70-е годы большое внимание стало уделяться вопросам экологии. В это же время был создан Римский клуб, целью которого стала выработка методик по преодолению последствий глобального кризиса на уровне крупного бизнеса. Это подход был реализован в политике устойчивого развития. Ее суть заключается в том, что производство не должно разрушать природу и полностью использовать все доступные ресурсы.
К 90-м годам корпоративный бизнес характеризовался разрозненными стандартами управления, усиливающимся давлением со стороны государств и профсоюзов. Далее идея устойчивого развития распространилась повсеместно. Были созданы специальные комитеты, в чьи задачи входило контролировать влияние корпораций на социально-экономическое развитие.
Таким образом, социальная ответственность корпоративного бизнеса и транснациональных компаний заключается не только в улучшении качества жизни собственных работников, но и в организации мероприятий, защищающих интересы национального и мирового сообщества в целом.