Этнополитический конфликт – это форма борьбы между политическими силами, связанная со стремлением перераспределения власти, доступа к ресурсам и т.д., в которой этнический компонент выступает основой мобилизации и формирования групп поддержки, а также обоснования претензий.
Общие сведения об этнополитических конфликтах
Большее время обозримой человеческой истории в возникновении политических конфликтов ведущую роль играли государства как центральные субъекты международной политики. И хотя процесс становления и развития этносов происходит постоянно, борьба и конфликты, возникающие на этнической почве в большей степени носили социально-экономический, а не политический характер. Однако по мере развития системы международного права, складывания системы национальных государств, для которых главным скрепляющим фактором становилась не принадлежность тому или иному правителю, но исторически закрепленная общность территории и населения, нации, этнический фактор все более и более вовлекался в политическую сферу.
Закрепление в уставе ООН права наций на самоопределение и его двойственность в соотношении с принципом государственного суверенитета и целостности территорий государства, в условиях, когда приоритетность принципов определяются в конкретных ситуациях исходя из конъюнктурных и политических интересов, стимулирует этносы к политической борьбе, а различные силы к использованию этнических мотивов для реализации своих политических интересов.
Частота и интенсивность этнополитических конфликтов значительно возросла в последнее десятилетие XX века и в XXI веке. Подобный резкий скачек этнополитических процессов большинство исследователей связывает с распадом СССР и социалистического лагеря в целом, уход мира от модели биполярного противостояния, в котором основной акцент делался на межгосударственное и идеологическое соперничество, в то время как этнические вопросы как бы «задвигались» на второй план. Снятие данного противоборства привело к высвобождению новых политических сил и движений, зачастую имеющих значительный разрушительный потенциал, результатом которого стало разрушение ряда государств (наиболее ярким примером является Югославия), а также складывания точек этнополитического противостояния (таких как грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, армяно-азербайджанский конфликт, молдавско-гагаузский конфликт, конфликт на восточной Украине и т.д.).
При этом существует значительный плюрализм взглядов на детерминанты, процессы, факторы формирования этнополитических конфликтов, которые можно так или иначе свести к двум основным позициям:
- этнополитические конфликты связаны с мульти культурным и многополюсным характером миропорядка;
- этнополитические конфликты могут быть индуцированы искусственно, посредством социально-политических технологий.
Первая позиция отражена в теории С. Хантингтона, который рассматривает этнополитические конфликты прежде всего, как естественный процесс политического становления этноса, его стремления к обособлению с целью сохранения и развития собственной идентичности, культуры и традициях, в условиях глобализации и давления «общечеловеческих» ценностей.
Вторая позиция развивается в работах С.Г. Кара-Мурзы. Не отрицая роли процессов естественного развития в ней подчеркивается, что политизированность этноса может быть сформирована достаточно стремительно, в течении 10-14 лет, за счет прежде всего социально-политических процессов и технологий, таких как переписывание и «углубление» национальной истории, формирование образа «врага», с которым этнос должен бороться за свои «блага», формирование культурной специфики и традиций.
Этнополитические конфликты на постсоветской территории
Распад СССР стал одним из ключевых факторов изменения как системы миропорядка, так и системы общемировой безопасности и структуры ее проблем, выведя на одно из первых мест этнополитические конфликты. Нет ничего удивительного в том, что на постсоветском пространстве вспыхнуло множество точек напряженности, которые в период СССР пребывали в «спящем» состоянии.
К основным конфликтам на постсоветской территории можно отнести:
- Карабахский конфликт;
- Грузино-южноосетинский конфликт;
- Грузино-абхазский конфликт;
- Чеченский конфликт;
- Осетино-ингушский конфликт;
- Приднестровский конфликт;
- Молдавско-гагаузский конфликт;
- Конфликт на юго-востоке Украине и т. д.
Большинство этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве имеют длительную предысторию, связанную с взаимными отношениями народов и этносов, а также завязку в виде административно-организационного деления территорий при образовании СССР в начале двадцатого века, в результате которого области компактного проживания отдельных этносов и народностей, оказались включены в государственные образования с преобладанием иного этнического населения. Как правило преобладающее население использовало командно-административные рычаги для сдерживания социально-экономического развития этнических меньшинств, а также реализации политики их национального переформатирования в виде запретов преподавания на национальном языке, переписывании фамилий, этнонимов, географических названий, ограничение квот для меньшинств в органах власти и т.д.
Результатом стало стремление этнических меньшинств к самоопределению и получению широкой автономии, либо государственной самостоятельности. Попытки официальных властей использовать силовой метод для решения вопроса ведут лишь к усугублению конфликтов, а международные инициативы, переговоры, дорожные карты, закономерным образом саботируются обеими сторонами конфликта.
Этнополитические конфликты за пределами постсоветского пространства
Один из старейших этнополитических конфликтов является арабо-израильский. Хотя его история берет свое начало еще в 1948 году конфликт остается актуальным по настоящее время и приводит к периодическим террористическим акциям и военным столкновениям.
Ожесточенным и непрекращающимся является турецко-курдский конфликт. Боевые действия турецкой армии, направленные на преследование, подавление и уничтожение националистических курдских объединений и курдского населения, происходят не только территории Турции, но также Сирии и Ирака.