Экономическая интеграция
Экономическая интеграция – это процесс международного объединения экономик стран в единый общий рынок.
Экономическая интеграция может происходить на межнациональном уровне, принимать межгосударственную форму. Именно государство выступает представителем народа и интересов страны. Экономическая интеграция получила распространение в сфере региональных отношений. Территориальная близость стран стимулирует потребность в регулировании их экономических взаимоотношений, снижении таможенных и валютных ограничений. Кроме того, современный уровень развития производства часто требует внушительных инвестиций или кооперации, чтобы организовать цепочку создания благ. В результате страны распределяют расходы на создание всего производственного цикла и начинают получать доход от его масштаба.
Экономическая интеграция будет наиболее эффективной при соблюдении следующих условий:
- схожий уровень экономического развития и развития рынков,
- общность хозяйственных проблем и задач,
- участие в мировых процессах интеграции,
- проведение схожих рыночных преобразований,
- территориальная близость.
Практическая реализация экономической интеграции привела к тому, что появились устойчивые формы сближения стран. Например, зона свободной торговли предполагает отмену таможенных сборов, что позволяет оптимизировать торговлю между странами или внутри региона. Создание общего рынка поддерживает не только движение готовой продукции, но и различного вида ресурсов.
Выгода от экономической интеграции заключается в более эффективном соотношении расходов и доходов, формировании предсказуемой и безопасной среды, в которой экономические связи развиваются более эффективно. Также в ее результате появляется возможность разрабатывать общие правовые нормы в части регулирования отношений. Создание совместных проектов привлекает больше инвесторов и дает более высокий уровень гарантии исполнения контракта.
Постсоветское пространство
Постсоветское пространство представляет собой территорию, охватывающую ближнее зарубежье России, куда входят страны бывшего Советского Союза. Они получили независимость после распада Союза в 1991 году. Среди них такие страны, как Азербайджан, Украина, Эстония, Молдавия, Туркмения, Литва, Латвия, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Россия, Киргизия, Узбекистан. Население этих стран является этнически и религиозно разнообразным. Чтобы не потерять общие связи и историю, а также создать условия для развития экономических отношений, было решено создать новый союз уже независимых государств. На рубеже 20 и 21 веков идея интеграции стран постсоветского пространства только усилилась. Сторонниками данной идеи выступили президент Казахстана, президент РФ, философы, политологи и даже писатели. Однако все стороны придерживались принципа сохранения суверенитета, создания единого экономического пространства.
После того, как СССР распался, помимо создания СНГ, произошли и другие изменения в отношениях между странами. Например, был подписан договор о коллективной безопасности, который лег в основу ОДКБ. В ее состав помимо России вошли Таджикистан, Казахстан, Армения, Белоруссия, Киргизия. Целями данной организации являются безопасность, борьба с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком.
ЕЭС объединило РФ, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Экономический союз между странами постсоветского пространства работает между Россией, Казахстаном, Белоруссией, Арменией, Киргизией. Здесь действует отмена таможенных пошлин.
Экономика постсоветского пространства развивалась по пути становления рыночных отношений и капитализма. В результате получения независимости ВВП большинства отделившихся стран снизился на рекордные показатели. Инфляция достигла невиданных размеров в Украине и в Казахстане. А вот страны в Прибалтике смогли сохранить относительно невысокий уровень инфляции.
Экономическая интеграция на постсоветском пространстве
В последние десятилетия Россия и страны постсоветского пространства образуют союз, который развивается достаточно быстрыми темпами. С 2010 года функционирует Таможенный союз между РФ, Беларусью и Казахстаном. 2012 год стал годом начала формирования Единого экономического пространства. С 2015 совершенствуются связи в рамках Евразийского экономического союза. Для того, чтобы достичь высоких результатов в сфере экономической интеграции, был предпринят ряд шагов:
- глубокое изучение опыта европейской модели интеграции.
- организация спланированной и оптимизированной логистика.
- установление жесткой договорной дисциплины переговорного процесса.
Интеграция в рамках Евразийского экономического союза сталкивается с рядом проблем. Например, в союз хотят вступить менее экономически развитые участники, что может сказаться на нормальном функционировании системы в целом. Растут риски из-за ухудшения динамики российской экономики. Поэтому требуется разработка и внедрение модели, которая позволит внедрять разнообразные и разноуровневые цели с учетом сложившейся ситуации.
Создание зоны свободной торговли может привести к следующим положительным эффектам, как это произошло в послевоенной Европе. Во-первых, будут созданы новые торговые потоки, способствующие увеличению объемов внешней торговли в результате снятия барьеров на пути взаимной торговли. Во-вторых, может произойти отклонение торговых потоков из-за искусственного удешевления импорта.
Интеграция всегда ведет как к положительным, так и к отрицательным изменениям. Задача сближения стран заключается в том, чтобы минимизировать негативные эффекты и создать условия для благоприятного развития сотрудничества.