Особенности экономических отношений США и России
Экономические отношения между Россией и США никогда не являлись в полной мере самостоятельными, а всегда представляли роль вторичных на фоне политических связей. Во многом эта особенность определена незначительным объемом экономических отношений. Увеличение их объема произошло в 1990-е и в начале 2000-х годов. Причины роста заключались в смене политического курса Москвы, ее ориентацию на стратегическое партнерство с США, западноцентричность экономики, что, впрочем, было характерно для всей мировой экономики того периода. В это время экспорт России в США увеличился в 53 раза, а импорт из США - в 18 раз.
В 2011 году был достигнут пик товарооборота – 43 млрд. долларов США, а сами США лидировали в числе иностранных инвесторов в РФ. Таких высоких результатов более достигнуто не было.
Однако в целом товарооборот между странами характеризуется как небольшой, поэтому экономические отношения не могут являться стабилизирующим фактором для двухсторонних отношений. Так, товарооборот США с Бразилией в два раза больше, чем с Россией. Между странами отсутствует экономическая взаимозависимость, а объем экономических отношений явно не соответствует масштабу экономик и степени важности дипломатических отношений между странами.
Причин слабости российско-американского экономического сотрудничества несколько:
- некомплементарность экономик: экономики мало производят таких товаров, которые были бы остро нужны в другой стране, или же данный товар можно приобрести ближе и дешевле (например, США мало нуждаются в российской нефти, поскольку имеют традиционных поставщиков в Латинской Америке и странах Персидского залива), а также по ряду товаров являются конкурентами (в частности, по газу);
- Россия уступала и уступает другим странам как регион для аутсорсинга американских компаний;
- Россия не смогла использовать американские технологии для модернизации собственной экономики, более того, «сотрудничество» между странами привело к «утечке мозгов», т.е. вымыванию интеллектуального капитала из страны;
- неблагоприятный инвестиционный климат в России, вызванный проблемами с верховенством закона и защитой собственности;
- наличие в американской элите антироссийского бизнес-лобби при отсутствии пророссийского.
Развитие российско-американских экономических отношений в 2000-2014 гг.
Развитие экономических отношений между странами в XXI веке шло циклами, которые совпадали (в основном) с развитием политических отношений между США и Российской Федерацией. Исключением является самое начало 2000-х годов, когда на фоне ухудшения политических отношений происходил рост экономических.
Резкое обострение отношений между странами в 2008 году совпало с обвалом экономических отношений, что привело к уменьшению товарооборота более чем на 10 млрд. долларов. Начало русско-американской «перезагрузки» в 2009-2011 годах сопровождалось укреплением экономических связей и ростом товарооборота на 20 млрд. долларов. Ухудшение политических отношений с начала 2012 года сопровождалось плавным падение экономического сотрудничества, а после 2014 года и вовсе экономическим обвалом. Однако значительное влияние на эти процессы оказывали мировые экономические факторы, такие как рост цен на нефть в 2012-2014, циклы экономического развития, мировой финансово-экономический кризис в 2008-2009.
В период «перезагрузки» Москва и Вашингтон пытались укрепить свои отношения за счет увеличения совместной торговли, вступления России в ВТО, сотрудничества в области инноваций, однако вскоре повестка для «перезагрузки» была исчерпана, а концентрация на более важных аспектах двухсторонних отношений так и не была достигнута.
Таким образом, экономические отношения России и США не являются самостоятельным явлением, а выступают как дополнение политических, что, несомненно, вредит экономикам обеих стран. В периоды налаживания политических отношений руководство стран пытается «сверху» усилить экономические связи не потому, что это выгодно, а чтобы создать балласт для крепости политических отношений, но вслед за увеличением конфронтации рушатся все экономические связи.
Влияние санкций на российско-американское экономическое сотрудничество
С началом введения санкций и без того скромные экономические отношения между странами значительно ослабли. Объем прямых накоплений американских инвестиций в России снизился в10 раз. Американский капитал стремительно уходил из России, в 2015 году товарооборот между странами сократился на треть.
Введенные США санкции против России установили прямой запрет на ряд экономических отношений между странами, ограничили доступ России к рынку капитала, ввели запрет на экспорт в Россию технологий, некоторого оборудования. Были введены санкции против крупных нефтяных, машиностроительных, транспортных, оборонных, металлургических компаний, а также банков, некоторых граждан (275 человек) и юридических лиц (476 юр. лиц). Санкции не вводились против тех компаний, от продукции которых зависит сами США или их союзники (например, не вводились против НПО «Энергомаш», который производит ракетные двигатели).
Оценить степень эффективности введенных санкций довольно трудно, поскольку они наложились на другие экономические факторы, в частности:
- замедление экономического роста в России с 2014 года с 3% до 0,7%;
- девальвация рубля более чем на 50% по отношению к доллару;
- рост инфляции в стране;
- увеличение дефицита бюджета;
- отток капитала из России;
- рост бедности в стране;
- медленная экономическая диверсификация, коррупция, неблагоприятная демографическая обстановка и т.д.
В целом санкции и вышеперечисленные факторы значительно ударили по российской экономике, но, как отмечают эксперты, постепенно экономика России стала выправляться, а применяемые против нее экономические меры как средства политического воздействия не несут того эффекта, на который первоначально рассчитывали США.
США и в дальнейшем намерены вводить против России новые санкции. Кроме того, они умышленно создают неблагоприятный образ России и ее экономики за рубежом, как недостойный доверия, с тем, чтобы посеять убежденность в «токсичности» и ненадежности российских партнеров, даже тех, которые не внесены в санкционный список.
Президент России В.В. Путин в 2018 году подписал закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США», согласно которому в ответ на американские санкции Россия может ввести запрет на экспорт в США таких важных для американской экономики продуктов, как титан или ракетные двигатели, а также запретить импорт ряда американских товаров. Однако такие меры скорее всего не будут применены на практике, поскольку они нанесут существенный ущерб самой российской экономике.