Понятие и сущность деловой культуры
Деловая культура – это совокупность устойчивых форм социального взаимодействия, находящих свое закрепление в ценностях и нормах, методах и формах коммуникативных связей сотрудников внутри организации и в ее отношениях с внешним миром.
Деловая культура представляет собой многомерную систему усвоенного поведения, которое свойственно представителям определенного общества. Она может охватывать различные области. Наиболее важное значение при изучении национальных деловых культур обычно отводится таким факторам, как:
- язык и образование;
- религия и материальная культура;
- социальные ценности и отношения;
- социальные институты.
Все эти элементы находят свое место в любом обществе, однако их проявление в отдельно взятом государстве и, как следствие, их воздействие на ведение международного бизнеса с ее представителями может быть достаточно уникальным.
Сущность деловой культуры в международном бизнесе, в конечном счете, сводится к соблюдению принятых на международном уровне «правил игры» в сфере делового взаимодействия. Как показывает практика, успех международного бизнеса в современном мире в значительной степени определяется лучшим пониманием деловой культуры партнера. Именно поэтому, данной области уделяется столь много внимания в сфере международных отношений. Благодаря знанию особенностей деловой культуры субъекты бизнеса получают возможность относительно легко ориентироваться в коммуникационных ситуациях, оптимизируя отношения с партнерами и определяя возможность применения глобального подхода, а также необходимость адаптации к культуре.
Актуально взаимодействие национальных деловых культур и в рамках переговорного процесса при импорте и экспорте товаров и услуг, заключении внешнеэкономических контрактов, инвестировании за рубежом, а также при организации коммуникативных процессов внутри компании или ее филиала с многонациональным персоналом. Составляя планы и воплощая их в реальность в рамках бизнеса на международном уровне менеджеры должны принимать во внимание ту роль, которую деловая культура играет в переговорном процессе, принятии повседневных решений, определении способов выхода на рынок других стран. По мере интернационализации бизнеса влияние культурного фактора лишь усиливается.
Элементы и характеристики деловой культуры в международном бизнесе
Ключевым элементом деловой культуры в международном бизнесе является, конечно же, язык. На протяжении последних десятилетий роль международного языка в бизнесе чаще всего играл английский язык. В последние годы большую популярность набирает китайский язык. В целом неплохо хотя бы немного знать язык партнера по международному бизнесу. Отдельного внимания заслуживает невербальный язык, включающий в себя место, время, модели дружбы и деловых соглашений.
Национальная деловая культура определяется следующими группами параметров:
- физической средой;
- общей системой ценностей и верований;
- историческим опытом;
- уровнем развития.
Важными параметрами деловой культуры выступают: направление, структура, индивидуальная автономность, интеграция, стимулирование, управленческое обеспечение и пр. Ее неотъемлемыми компонентами считаются деловой этикет и этика делового общения. Деловой этикет определяется совокупностью норм и правил, общепринятых в международном деловом сотрудничестве и деловой сфере и регламентирующих нормы делового общения. Этика делового общения регулирует коммуникативное взаимодействие в рамках международной производственной деятельности.
Межкультурные различия стран
В широком спектре деловых культур выделяется два основных полюса – Восточная и Западная деловая культура. Типичными Восточными культурами выступают деловые культуры стран Азии и Востока (Корея, Китай, Япония, Гонконг, Сингапур, Тайвань, страны ислама). К числу наиболее известных Западных культур относятся западноевропейская и евро-американская деловые культуры. Особенности этих типов деловых культур имеют под собой общекультурные, религиозные и исторические предпосылки.
Все множество национальных и региональных культур мира условно подразделяется на следующие группы (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовая группировка деловых культур. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Моноактивные культуры ориентируются на определённые задачи и четко планируют деятельность. Полиактивные культуры ориентируются на людей. Реактивные культуры ориентируются на сохранение уважения. Так, например, немцам кажется, что итальянцы беспорядочно жестикулируют, а итальянцам немцы представляются чопорными, живущими строго по часам. Японцы же занимают наблюдательную позицию, спокойно учатся у тех и других.
В каждом государстве имеются свои национальные особенности, которые предопределяют характер деловой культуры. Так, например, американцы в целом весьма моноактивны, предпочитают жить в настоящем и будущем. Японцы наряду с представителями китайского, корейского, турецкого и финского бизнеса относятся к реактивной культуре. Нередко они являются возбудимыми и полиактивными. Прежде чем взяться за дело, они все внимательно изучают, слушают и концентрируются на получаемой информации. Предпочтительным способом общения для них является монолог. На диалог в большей степени ориентированы представители романоязычных народов, арабы и индейцы.
Представители бизнес-среды в каждой отдельно взятой стране имеют свои особенности, в значительной степени предопределяемые национальной деловой культуры. Знание ее основ позволяет более эффективно вести и решать бизнес-задачи, что в международном сотрудничестве крайне важно.
Как показывает практика, большая часть грубых ошибок в ведении международного бизнеса совершается представителями своих стран скорее по незнанию, нежели по злому умыслу. Дабы решить возникающие проблемы представители международного бизнеса нередко прибегают к участию в специализированных тренингах.