Арктика в глобальной системе международно-правовых отношений
Арктика – это северный полярный физико-географический регион Земли, который, примыкая к Северному полюсу, включает в себя окраины материков Северной Америки и Евразии, практически весь Северный Ледовитый океан с островами (за исключением прибрежных норвежских островов) и прилегающие части Тихого и Атлантического океанов.
Арктика считается одним из наиболее богатых ресурсами регионов нашей планеты. Площадь Арктического региона занимает порядка 27 миллионов квадратных километров. На протяжении многих лет он находится в центре внимания многих государств и остается объектом всевозможных споров (рисунок 1).
Рисунок 1. Притязания стран на Арктический шельф. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первой и наиболее важной группой акторов системы международных отношений, имеющей притязания на Арктический регион и определяющей положение вещей в регионе, выступают 5 государств, официально имеющих арктический статус:
- Российская Федерация;
- Дания;
- Норвегия;
- США;
- Канада.
Обладая побережьем в Северном Ледовитом океане, эти страны обладают преимуществами в освоении Арктики.
Вторая группа стран, напрямую не имеющих выхода к Северному Ледовитому океану, но находящихся в непосредственной близости от Полярного круга, включает в себя Финляндию, Швецию и Исландию.
В третью группу акторов входят международные организации стран Запада, которые, так или иначе, стремятся реализовать свои интересы в Арктике. К таким организациям, в первую очередь, относятся Европейский Союз и НАТО.
Четвертая группа акторов представлена заинтересованными в освоении Арктического региона странами Азии. К их числу относятся Китай, Индия, Япония, Южная Корея и др.
В Арктическом регионе тесно переплетаются политические и экономические притязания выше обозначенных стран и международных организаций. В долгосрочной перспективе их ключевой задачей считается освоение континентального шельфа. От этого в значительной степени зависит все дальнейшее развитие региона.
Одними из причин столь высокого интереса стран к Арктике считаются глобальное потепление, сопровождающееся быстрым таянием вековых ледников, и наличие энергетических проблем, вызванных, прежде всего, дефицитом энергоресурсов на фоне динамичного развития восточных экономик и увеличения энергопотребления странами Запада, Латинской Америки и исламского мира. Особые надежды связаны с возможностью освоения в Арктике месторождений углеводородного сырья, ведь здесь расположено огромное количество неразработанных энергоресурсов (нефти и газа)..
Международно-правовой статус Арктики
В настоящее время на международном уровне правовой статус арктического пространства не регламентирован. Можно выделить несколько основных способов его разграничения, получивших наибольшую популярность в современном мире:
- секторальный способ;
- деление по срединной линии.
Секторальный способ разграничения пространства Арктики предполагает, что каждая арктическая страна может выделить свой сектор акватории Северного Ледовитого океана, включая острова, а его границы проходят по меридианам от Северного полюса до крайних точек побережья этих стран.
Деление Арктики по срединной линии предполагает деление акватории океана пропорционально протяженности береговой линии на равном расстоянии от побережья пяти арктических государств.
Таким образом, существует два основных подхода к определению правового режима Арктики. С одной стороны, Арктический регион может рассматриваться в качестве открытого моря со всеми вытекающими отсюда международно-правовыми последствиям. С другой же стороны, Северный Ледовитый океан воспринимается мировым сообществом в качестве особого вида государственной территории 5 прилегающих к нему государств (России, Норвегии, Дании, США и Канады), которые разделили океан на полярные секторы, каждый из которых входит в состав государственной территории.
В настоящее время существует предложение перенести на Арктику правовой режим Антарктики и интернационализировать ее с общей доступностью для всех. Против этого активно выступают все арктические государства. Есть еще один вариант – выделить циркумполярную зону ООН вокруг Северного полюса или совместить при делении Арктического региона подходы Конвенции ООН 1982 года, межрегиональные и региональные правовые каноны, исторические традиции и обычное право, обеспечив при этом сочетание секторального принципа, принципа равного отстояния и критерия пропорциональности.
Арктический регион в деятельности международных организаций
В системе международных отношений Арктика представляет собой довольно сложный и противоречивый регион. С одной стороны, международно-правовой статус Арктики до их пор не определен, а в самом регионе стремительно растет конкуренция между основными игроками, стремящимися к усилению собственных позиций в Арктике. С другой же стороны, ни один крупный проект в Арктической зоне не может быть реализован каким бы то ни было государством в одиночку, а, значит, требуется международное сотрудничество.
Помимо прочего, Арктика представляет для международного сообщества особый интерес с исследовательской точки зрения. Исследованием Арктики занимаются сотни научных организаций, таких, например, как Международный союз циркумполярного здоровья, Международный комитет по арктическим наукам, Исследовательская сеть по Северным регионам и многие другие.
В рамках международного сотрудничества друг с другом активно взаимодействуют межправительственные и неправительственные организации. В качестве примера можно привести Арктический совет, Совет Баренцева / Евроарктического региона или Конфедерацию парламентариев Арктического региона.
В целом справедливо говорить о том, что сотрудничество на международном уровне по вопросам изучения и освоения Арктической зоны довольно активно ведется по различным направлениям. В будущем оно будет лишь развиваться и расти.