Александр Вендт: общие сведения
Александр Вендт – это довольно известный в узких кругах современный немецкий политолог (рисунок 1).
Рисунок 1. Александр Вендт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Родился Александр Вендт в городе Майнц в Западной Германии в 1958 году. В 1989 году в Миннесотском университете Александр Вендт получил степень доктора философии по политологии. До этого он изучал философию и политические науки в макалестерском колледже. В период с 1989 по 1997 гг. Вендт преподавал в Йельском университете, а позже перешел в Дартмутский колледж, где проработал до 1999 года. После этого он был принят на должность в Чикагский университет. В настоящее время Александр Вендт работает профессором международной безопасности в Университете штата Огайо. Кроме того, он является членом политологического факультета этого же университета и соредактором журнала «Международная Теория».
Александр Вендт считается одним из главных исследователей социального конструктивизма в сфере международных отношений. В настоящее время он ведет работу над двумя крупными проектами:
- исследования возможных последствий квантовой механики для социальной науки;
- аргументы в пользу неизбежности мирового государства.
Одной из наиболее известных и широко цитируемые работ Александра Вендта на сегодняшний день считается социальная теория международной политики. В основе своей она не только опирается, но и выходит за рамки его статьи об анархии. Рассмотрим взгляды Александра Вендта на международную анархию более подробно.
Конструктивизм как основа учения Вендта об анархии
Александр Вендт является ярым приверженцем конструктивизма. На сегодняшний день конструктивизм выступает в роли доминирующего в теории международных отношений. Многие его сторонники практикуют позитивные исследования и в значительной степени разграничивают идеологические ориентации, характерные для либерализма и реализма.
Изначально для конструктивистского движения было характерно доминирование критического заряда в отношении либерализма и реализма. С конца 1970-х гг. благодаря усилиям теоретиков постструктурализма и постмодернизма казавшееся ранее уже устоявшимся понятие международной анархии подверглось острой критике. Центральная роль в этой критике отводилась утверждению о том, что международная анархия отнюдь не является объективной реальностью. Напротив, она конструируется реалистами для удобства защиты национальной безопасности и близких им ценностей власти.
Примерно в то же время, когда была опубликована статья Вендта об анархии в науке о международных отношениях возник сам термин «конструктивизм». Основные различия между конструктивистами, реалистами и либералами представлены ниже:
- либералы связывали интересы участников международных отношений с либеральной модернизацией политических и экономических институтов;
- реалисты определяли интересы участников международных отношений как борьбу за власть;
- конструктивисты не настаивали на твердом знании интересов участников международных отношений и считали, что интересы и сама реальность международных отношений обусловлена, прежде всего, постоянно меняющимся социально-культурным контекстом.
Сторонники конструктивизма защищали идеалистическую картину мира, а потому в международной системе они видели систему идей, норм и институтов, а не анархию и вызванную ею борьбу за материальные ресурсы.
Александр Вендт в своих трудах выделил два ключевых принципа, лежащих в основе конструктивизма:
- интересы и идентичность целенаправленных субъектов не даются природой, а строятся на основе общности идей;
- структура человеческих ассоциаций определяется не материальными силами, а общими идеями.
Статья Александра Вендта о международной анархии
В 1992 году в журнале «Международная организация» в свет вышла статья Александра Вендта под названием «Анархия – это то, что из нее делают государства: социальное конструирование политики власти». Эта статья стала определяющей с точки зрения того, что А. Вендт думает о международной анархии. Она содержала в себе социологическую критику неореалистическое концепции анархии и методологических принципов, в опорой на которые была сформулирована эта теория. Впоследствии немало ученых ссылались на нее в своих трудах по международным отношениям. Так что же Вендт думал о международной анархии?
В отличии от представителей других школ Александр Вендт придерживался позиции, что анархия есть неотъемлемая часть международной системы, без которой та попросту не может существовать. В то же время он предлагал рассматривать ее как своего рода конструкцию национальных государств в мировой системе. Центральная роль при этом отводилась конструктивизму.
В основе конструктивистской мысли лежала идея о том, что многие ключевые аспекты международных отношений по природе своей являются не внутренними, а социально сконструированными. Это значит, что благодаря текущим процессам социальной практики и взаимодействия им придается определенная форма, предопределяющая их специфику и особенности.
Александр Вендт в своей статье говорил о том, что ни причинно, ни логически политика самопомощи не вытекает из анархии. Современное мировое сообщество оказывается запертым в мире самопомощи. Все это связано не со структурой международных отношений, а с самим процессом их построения и реализации. Как таковая логика анархии отсутствует. Существуют лишь практики, создающие и воплощающие одну структуру интересов и идентичностей, а не другую. У структуры нет никаких причинных сил за исключением процесса, а политика власти и самопомощь не являются основными чертами анархии, а служат лишь ее институтами. В итоге международная анархия является лишь тем, что из нее делают государства.
В целом можно говорить о том, что Александр Вендт признавал, что международная анархия представляет собой ту среду, в которой, так или иначе, находятся все государства. Однако он смещал акцент в сторону подчеркивания социального характера международных отношений.