Возникновение и развитие управления качеством в системе общего менеджмента
Истоки управления качеством лежат в сфере контроля. В начале $XX$ века начали появляться системы выходного контроля производимой продукции, и наибольшую известность среди них приобрела система У.Тейлора. В рамках этой системы продукция была впервые разделена на качественную и дефектную по критерию соответствия шаблонам, которое проверялось специально обученными инспекторами. Эта система представляла собой часть общеорганизационной школы научного менеджмента, основателем которой был Тейлор.
До середины $XX$ века управление качеством являлось лишь контрольным техническим процессом, в то время как акцент общего менеджмента смещался к социальной организационной психологии. Можно сказать, что управление качеством совершенствовалось с точки зрения методов и инструментов осуществления контроля, а в общем менеджменте одновременно развивались различные концептуальные направления, сводящиеся к систематизации управления организацией.
Однако существуют примеры взаимосвязи между развитием управления качеством и общего менеджмента – так, принципы организации производства Генри Форда уделяли существенное внимание качеству продукции и способам его обеспечения и контроля.
Пересечение теорий управления качеством и общего менеджмента
Во второй половине $XX$ века активное развитие области управления качеством приобрело более общеорганизационную направленность. В этот период времени в общем менеджменте применялись знания науки о поведении – формировалась школа человеческих отношений. Многие принципы школы человеческих отношений нашли свое применение в концепции управления качеством, что привело к созданию совершенно нового подхода к определению качества. Этот подход заключался в ориентации на потребителя и уделял существенное внимание обучению и мотивации сотрудников.
Именно в это время осуществлялся переход управления качеством от отдельной функциональной области производства продукции к неотъемлемой части общего менеджмента. Логическим завершением этого перехода стало появление концепции Всеобщего контроля качества, которая впоследствии развилась в понятие Всеобщего менеджмента качества.
Всеобщий менеджмент качества представлял собой полноценную организационную систему, которая была нацелена на решение проблем в области качества путем учета потребительских нужд и общеорганизационного вовлечения сотрудников в процесс управления качеством продукции и процессов.
Нынешняя роль управления качеством в системе общего менеджмента
В начале 1980-х годов организационная структура компаний начала изменяться, усложняться. Менеджмент организации начинает приобретать определенную комплексную структуру, появляется множество специализированных функциональных подразделений%
- маркетинг,
- НИОКР,
- управление персоналом,
- финансы,
- и т.п.
Управление качеством можно рассматривать одно из таких функциональных направлений деятельности компании.
Однако в настоящее время общеорганизационный менеджмент нацелен на постоянное повышение уровня качества в соответствии с постоянно изменяющимися потребительскими запросами. Именно поэтому управление качеством не следует рассматривать как отдельную функциональную область, а скорее как подход к управлению организацией в целом.
Организация управления качеством оказывает влияние на все бизнес-процессы компании и неразрывно связана с общеорганизационной стратегией развития бизнеса. Такую взаимосвязь между общим менеджментом и управлением качеством часто называют «управлением посредством качества».