В современной рыночной экономике предъявляются принципиально новые требования относительно качества производимой продукции. Причина этого заключается в следующем: в условиях современного рынка уровень выживаемости любой организации, устойчивость ее рыночного положения определяются через уровень конкурентоспособности. Конкурентоспособность, в свою очередь, связана с такими показателями, как уровень цены и уровень качества. Зачастую второму фактору отводится первостепенное место. Качество выходит на первый план вместо производительности труда и экономии различных видов ресурсов.
Качество – это комплексное понятие, которое характеризует эффективность различных аспектов деятельности современной организации: стратегическое управление, производственный менеджмент, маркетинг и пр.
Цели и задачи управления качеством
Цель управления качеством - обеспечение производства продукции, соответствующей определенным требованиям рыночной конкуренции при минимизации себестоимости, с учетом запросов потребителя и требований экологичности и безопасности продукта.
Основные задачи управления качеством:
- анализ потребительских предпочтений;
- учет национальных и международных требований к производимой продукции;
- разработка средств и методов воздействия на процессы проектирования, исследования и производства;
- обеспечение сбора, обработки, оценки и хранения информации в области качества продукции.
Показатели качества
Показатели качества могут быть обобщающими, индивидуальными и косвенными.
Обобщающие показатели описывают качество выпускаемой продукции вне зависимости от ее назначения и вида:
- доля новых продуктов в общем объеме выпуска;
- доля продукции самой высокой категории качества;
- средневзвешенная оценка продукции;
- средняя сортность;
- доля аттестованной или неаттестованной продукции;
- доля продукции, отвечающей требованиям мировых стандартов.
Индивидуальные показатели качества характеризуют такие свойства продукции, как надежность, полезность, технологичность и эстетичность. Косвенными показателями могут быть штрафы за некачественные изделия, удельный вес и объем бракованных изделий, доля изделий, на которую получены рекламации и обращения от покупателей, уровень потерь брака и пр.
Качество и повышение конкурентоспособности
В силу жестокой конкуренции современные предприятия обязаны уделять должное внимание уровня качества производимой продукции. Успех в продвижении товара невозможен без поддержания стабильности качества выпускаемой продукции. Существует несколько способов оценки качественности товара: проверить собственно сам товар или проверить способность предприятия-производителя изготавливать продукцию, имеющую стабильные характеристики, которые удовлетворяют потребителя.
Сертифицированная система качества позволяет предприятию множество преимуществ, а именно:
- расширить рынки сбыта;
- соблюдать национальное и международное законодательство;
- создать репутацию надежной и стабильной фирмы;
- получить признание на международном уровне и вести эффективный поиск равноправных партнеров.
Система управления качеством – это основа управления, гарантирующая планирование, контроль и координацию организационных, технических и коммерческих видов деятельности.
Основным документом системы качества является политика в сфере качества, которая призвана декларировать установленные цели, ключевые задачи и способы их решения. Политика управления качеством должна учитывать интересы потребителей (заинтересованы в качестве продукции), персонала (заинтересованы в удовлетворенности условиями труда), поставщиков (заинтересованы в получении гарантированных заказов), а также общества (заинтересованы в поддержании экологической безопасности производственного процесса, высокого качества и надежности продукции, выполнение законодательных норм).